Чего не хватает России

В новой рубрике своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились члены краснодарской региональной организации «Союз архитекторов России»

25.03.2013

В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились члены краснодарской региональной организации «Союз архитекторов России».

Юрий Щербинин, почетный архитектор России, генеральный директор ООО «Кубаньпроект»:
— Сегодня в ответе за облик современных городов не только архитекторы и местная власть, но и заказчики, которые должны стать настоящими гражданами своего города, понимающими его проблемы, а не только продвигать строительные проекты. Мне сложно предположить, о чем думали застройщики, когда возводили двухэтажное кафе на вантовом мосту и ряд других непрофильных объектов в районе р. Кубань. Это усложняет решение главной задачи, которую поставили перед собой власти края и города, — сделать Кубанскую набережную одним из красивейших мест Краснодара. Учитывая, что город располагается вдоль реки на протяжении порядка 20 км, необходимо максимально и достаточно бережно использовать такие благоприятные условия, которые даны немногим территориям.

Где, что и зачем строится или реконструируется, должно быть понятно каждому. Но как объяснить тот факт, что сносится гостиница в центре города — прекрасный архитектурный объект, достойно представляющий стиль середины XX века и являющийся безусловным украшением ул. Красной, и строится на том же месте такой же по назначению, но явно уступающий по выразительности объект? Хотя есть надежда, что расселение из центральной части города граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, будет способствовать появлению современных кварталов. Очень важно соблюдать комплексное решение застройки, но на это необходимо время. Так, застройка квартала по ул. Северной, Янковского, Леваневского и Кузнечной была реализована в течение почти 16 лет. Можно по-разному трактовать важность генерального плана Краснодара, но, на мой взгляд, надо гибко подходить к его реализации, без этого он будет только тормозить развитие города. К примеру, в силу определенных обстоятельств может незначительно измениться направление дороги или возникнет необходимость перевести небольшую территорию из промзоны в зону общественно-деловую. Сегодня, чтобы получить разрешение, необходимо в течение как минимум полугода пройти массу согласований, хотя, по моему мнению, достаточно оформить такое решение простым приказом администрации города. Есть принципиальные изменения, с которыми трудно мириться не только архитекторам, но, я уверен, и всем краснодарцам. К примеру, кардинальное целевое переориентирование здания Дома книги под торговый центр. Или исчезновение с ул. Красной фирменных магазинов, которые имели свой стиль и были популярны ничуть не меньше, чем Елисеевский в Москве.

Александр Кузнецов, заслуженный архитектор Кубани, директор НП «РОПК» СРО :
— Несмотря на то, что Краснодар — один из самых интенсивно застраиваемых городов в стране по объемам жилья и социальной сферы, он по-прежнему остается городом сельского типа и по этажности объектов, и по плотности застройки, и по ряду других показателей. И даже за несколько десятков лет перевести его в столицу Кубани со всеми вытекающими элементами градостроения очень сложно. Конечно, если бы все силы были направлены только на решение этой задачи, то все могло бы случиться гораздо раньше. Но у нас есть олимпийские объекты, строительство которых ведется в том числе и за счет краевого бюджета. И у нас не будет ЧМ по футболу — это тоже потеря прямых государственных инвестиций. Надо говорить и о том, что не только в крае, но и в России архитекторов не хватает. В соотношении с любой европейской страной у нас всего 14 тыс. членов профессионального Союза архитекторов, в Турции — 50 тысяч, в Германии — 75 тысяч. Вот вам и понимание места архитектора в развитии территории. Ведь кроме того, что мы много строим, надо еще и качественно строить.

За последние годы в городе появилось много ляпов, которые очень сложно исправить. К примеру, строительство жилых районов для военнослужащих, где отсутствует достаточная социальная инфраструктура, да и построены дома по проектам двадцатилетней давности. Кроме того, как разместить на меньшей территории как можно больше квартир, никто ни о чем не думал. А как быть с объектами инфраструктуры? Понятно, что с экономической точки зрения интенсивное возведение жилья — это благо для города: занятость строителей, поступление налоговых платежей в бюджет. Но оставлять новоселов без достаточного количества садиков, школ, поликлиник, объектов сферы услуг — громадный градостроительный просчет.

Но самое страшное то, что за последние несколько лет у нас появилось большое количество самовольно построенных многоквартирных жилых домов. Это проблема многих российских городов, но такого количества, как в Краснодаре, — по разным данным, это около 800 объектов — нет, наверное, нигде. У нас не было трущоб, мы их сами себе построили. Сейчас главное — донести до жителей, что они покупают в таких домах не квартиры, а «братские могилы», построенные без учета сейсмической зоны, с грубейшими технологическими нарушениями. Сейчас эту проблему решить крайне сложно, потому что это сотни миллионов рублей, необходимых для сноса. Хотя на начальном этапе благие намерения застройщиков многоквартирных домов можно было направить в цивилизованное русло, и они могли бы решить проблему недорогого, доступного жилья для краснодарцев. Необходимо искать и находить с собственниками компромисс, а не допускать стихийного возникновения трущоб, которые не только уродуют город, но и угрожают безопасности его жителей.

Надежда Земскова, генеральный директор ООО «Краснодаркрайстройэкспертиза»:
— Столичный облик не должен быть самоцелью. В понятии многих людей столица — это высокие здания, широкие улицы. Чтобы создать такую картину в центре Краснодара, нужно все снести и заново построить. Если же исходить из того, что мы имеем сегодня, то гораздо лучше было бы просто сделать город чистым и удобным для жизни. Понятно, что существует рынок и строительство должно быть выгодным, но застройка зданиями выше девяти этажей резко увеличит нагрузку на коммуникации, создаст проблемы с инсоляцией как самих домов, так и междомовых территорий, тем более что наши улицы в исторической части города не позволят расширить расстояния между домами. По всем канонам архитектуры центр города должен быть застроен зданиями не выше пяти этажей, среди которых пропорционально смотрелись бы и остатки старинных фасадов, и немногочисленные храмы. В этом случае Краснодар, не утратив своей самобытности, получит облик, подобный многим столицам Европы, где высотки вынесены на окраину города, а центр — это историческая застройка, органично сочетающаяся с невысокими современными зданиями.

Было бы хорошо, чтобы в этих домах оставались люди, живущие на этом месте на протяжении многих лет. На месте, где жили их предки, где знают друг друга соседи. Люди, которые дорожат местом, где они живут. Может быть, есть смысл в том, чтобы эти люди получали приоритетное право на благоприятные условия при покупке квартиры в том же месте, где они жили раньше, а долг за разницу в стоимости могли передавать по наследству. Такая практика уже работает в других странах, например, в Китае, где наверняка застройщики тоже считают деньги и не остаются без прибыли. Наследство, наследие — хорошие слова, которые говорят о преемственности поколений и памяти о наших корнях. Ответственность перед родными, соседями, знакомыми не позволит людям опуститься до вандализма, поможет поддерживать порядок в каждом отдельно взятом доме, дворе, квартале. Что расскажет архитектура города о нас нашим потомкам, в каком Краснодаре будут жить наши правнуки? Как говорил Н.В. Гоголь, «архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

Антон Малюк, архитектор:
— Что необходимо сделать в Краснодаре, чтобы он соответствовал статусу столицы? По-моему, гнаться за статусом — дело неблагодарное, куда важнее решать вопросы комфортного проживания почти миллионного населения краевого центра. Тогда краснодарцам будет чем гордиться и что показать многочисленным гостям. И велосипедист, и пешеход, и водитель должен знать, что этот город построен для него, что в этом городе ему безопасно, что это его город.

У нас уже есть немало замечательных исторических и современных зданий, но не хватает главного — заново переосмысленной городской среды, более человечной и приветливой. Это серьезная проблема, с которой столкнулся не только Краснодар, но и многие мировые столицы. В то же время есть масса примеров преображения городов и их районов. Это и Богота, и Копенгаген, и Барселона. У современных градостроителей есть все возможности не только изучать, но и активно заимствовать зарубежный опыт. В центре Краснодара достаточно зеленых зон. Это и бульварная часть ул. Красной, и многочисленные парки, и скверы. Но функционально они разобщены, поэтому необходимо между ними создать некое связующее звено. Должно появиться больше уличных кафе в центре, больше магазинов со входом на уровне тротуара. Также есть много небольших уголков, которые можно благоустроить и вдохнуть в них новую жизнь. Все это вместе оживит центр города: продуманная сеть общественных пространств — это один из аспектов хорошего города. В новой программе «Краснодару — столичный облик» планируется обновить парк общественного транспорта, построить новые троллейбусные линии и выполнить капитальный ремонт трамвайных путей. В лучших городах мира в общественном транспорте можно увидеть и состоятельных граждан, и людей с низким достатком, и при этом всем в салоне одинаково комфортно. Но кроме качества самого транспорта он должен быстро двигаться, а этого можно добиться путем выделения специальных полос. Также необходимо создать специальные дорожки и для велосипедистов, которых краевом центре с каждым годом становится все больше, город должен стать комфортнее и для них.

Я уверен, что у Краснодара есть все возможности, чтобы стать одним из красивейших городов России. Но для этого одного желания мало, нужна всеобщая идея, воля большинства и серьезная работа со стороны администрации, тогда мечты обретут практические очертания. За примером далеко ходить не надо —10 лет назад Олимпиада в Сочи рассматривалась бы как фантастический проект. Сегодня это реальность.
Авторы: Ольга Бершанская