Как развивать территорию?

Существующая законодательная база градостроительства РФ не допускает развития страны в условиях сближения с законодательством ВТО

16.11.2012
Яндекс.Дзен Instagram
В связи с тем, что российские проектировщики начинают работать в условиях системы ВТО, возникла необходимость реформирования градостроительного законодательства страны. Специалистами Национального объединения проектировщиков (НОП) была разработана «Концепция развития проектного дела в Российской Федерации», одним из основных блоков которой является «Концепция законодательной базы градостроительства». «Вестник» обратился за разъяснениями к заслуженному архитектору России, вице-президенту Союза архитекторов России, члену совета НОП Юрию Трухачеву.

— В условиях плановой экономики при отсутствии частной собственности на землю не возникало необходимости в правовом регулировании градостроительной деятельности, поскольку для курирования процесса застройки было достаточно наличия ряда норм технического характера. Иная ситуация сложилась к началу 90-х годов прошлого столетия: многоукладная экономика и обострение отношений между различными субъектами градостроительной отрасли требовали переосмысления наработанных десятилетиями регулятивных механизмов. Тогда и возникла необходимость создания новой для отечественной правовой системы отрасли законодательства — градостроительного права. Первый в современной России закон об основах градостроительства, устанавливающий основные понятия градостроительной деятельности в стране, вышел в 1992 году.

Спустя шесть лет появился первый комплексный Градостроительный кодекс. Ему на смену в декабре 2004 года пришел новый Градостроительный кодекс № 190-ФЗ, который был направлен на активное вовлечение земли в коммерческий оборот. С этого момента приватизация земли, выкуп и продажа стали возможными лишь на основе законодательного акта. Но землеустроительный вопрос в новом кодексе был отображен слабо и не давал ответа на глобальный вопрос — как развивать территорию. Поэтому законодательная база градостроительства сегодня является сдерживающим фактором развития отрасли и не допускает сближения с законодательством ВТО. Снижение инвестиционной активности в градостроительной деятельности тормозит развитие территорий. Процедуры выделения земли, разработки документации для строительства, прохождения согласований, а также требования законов по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическому благополучию и мн. др., не увязанные с нормативами проектирования и не согласованные между собой, выстраивают перед инвестором длительный путь бюрократической волокиты — от принятия решений о строительстве до начала возведения объекта. Излишняя децентрализация территориального планирования, закрепленная кодексом, привела к тому, что самая большая в мире страна не имеет внятной концепции пространственного развития. Анализ зарубежной практики формирования законодательной базы, градостроительной политики государств, направленной на территориальное единство страны, создание условий для воспроизводства главного инновационного ресурса экономики — человеческого капитала, условия вступления в ВТО диктуют необходимость изменения парадигмы кодекса с последующим формированием свода законов о градостроительной деятельности для нового этапа развития страны. В сложившихся условиях следует принципиально пересмотреть Градкодекс как закон и направить его на развитие РФ как суверенного государства, входящего на равных условиях в правовое поле ВТО. При этом необходимо рассматривать кодекс в составе свода законов о градостроительстве.

Рекомендации по изменению градостроительного законодательства РФ
Рабочая группа НОП по разработке стратегии развития проектного дела в РФ под руководством Юрия Трухачева определила несколько направлений реформирования градостроительного законодательства на федеральном уровне и предлагает:
1. Придать Градкодексу характер основополагающего документа, лишенного ряда детальных процедурных норм, отягощающих его сегодня.
2. Сформировать систему профильных законов по отдельным отраслям градостроительного права.
3. Изменить парадигму территориального планирования с интеграцией в него всего, что связано со стратегическим планированием развития территорий.
4. Ввести статус территорий особого градостроительного регулирования и зафиксировать отличия их пространственной организации от остальной территории РФ.
Авторы: Марина Коренец