Александр Вязьмин: «Вопросы территориального планирования эффективнее решать на местах»

В интервью «Вестнику» главный архитектор Волгоградской области региона рассказал о том, как внесенные изменения повлияли на реализацию градостроительной политики региона

27.10.2011

18 июля 2011 года были приняты три федеральных закона, вносящие корректировки в Градостроительный кодекс РФ. В интервью «Вестнику» начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области — главный архитектор региона Александр Вязьмин рассказал о том, как внесенные изменения повлияли на реализацию градостроительной политики региона и какие задачи предстоит решить.

— В соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс, документы территориального планирования должны быть утверждены не позднее 31 декабря 2012 года. Как ведется подготовка документации в регионе?

— В рамках реализации требований Градостроительного кодекса сделано следующее: схема территориального планирования субъекта — Волгоградской области — разработана и утверждена еще в 2009 году. Схемы тридцати трех муниципальных районов были завершены в 2010-м, а в настоящее время идет процесс их согласования и утверждения. Генеральные планы городов областного значения, включая Волгоград, Волжский, Камышин, Урюпинск, Ленинск, Фролово, Михайловку, документами территориального планирования обеспечены. Кроме того, утверждены Правила землепользования и застройки. Сейчас завершается разработка генпланов практически всех райцентров и городских поселений. Разработаны генпланы населенных пунктов, предрасположенных к развитию (в сфере строительства, промышленности и т.д.), а также имеющих особый статус исторических поселений (Дубовка, Ленинск, Урюпинск, Серафимович и др.).

— Есть ли специфика планирования для таких территорий?

— Специфика развития таких городов, безусловно, есть. Упор делается не столько на новое строительство и расширение территорий, сколько на выработку мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и приспособление исторической среды для нужд экономики конкретного населенного пункта. Это повышает его статус и инвестиционную привлекательность. Сейчас мы подготовили документы для целого ряда поселений, которые располагаются в особо охраняемых природных зонах. На территории Волгоградской области семь природных парков, в границах которых существуют поселки. И дальнейшее их развитие требует особого подхода.

— Утверждены ли на сегодня Правила землепользования и застройки для Волгограда?

— Правила утверждены и работают. Определенные сложности и ограничения этот документ, конечно, принес. Он довольно жестко регламентирует деятельность инвесторов и застройщиков — и по целевому назначению земель, и по функциональному, и по параметрам их использования, плотности, этажности и т.д. Поэтому сегодня уже поступают предложения по внесению изменений в эти Правила: повысить этажность, увеличить плотность застройки, изменить целевое назначение участков. Это один из серьезных инструментов регулирования градостроительного развития, и от его качества во многом зависит, будет он помогать или станет административным препоном. Но пока, спустя год, выводы делать рано — время покажет.

— Будут ли вноситься в схему генплана Волгограда изменения, касающиеся транспортных проектов?

— Для Волгограда транспорт — основа его линейной протяженной стокилометровой структуры, основа жизни и развития. И наличие магистралей общегородского значения является крайне важным. Поэтому во всех генпланах, начиная с первого послевоенного, роль транспорта всегда была преобладающей. Продольных магистралей должно было быть три, в последнем генплане дополнительно предусмотрены «нулевая» рокадная дорога, проходящая вдоль набережной, и объездная, которая должна пройти по западным окраинам Волгограда и перехватить транзитное грузовое движение. Недавний долгожданный запуск второй очереди скоростного трамвая до станции Ельшанка — большое достижение для города. Но предполагается строительство и третьей очереди до университета.

— Как вы оцениваете механизмы реализации градостроительной политики в области?

— Генеральный план, рассчитанный на двадцать лет, призван решать серьезные стратегические задачи. Сегодня из Градостроительного кодекса исчезло понятие плана реализации, который предполагал разработку органами местного самоуправления механизма реализации генеральных планов. Вместо него появилось не совсем внятное положение о разработке программ, которыми занимаются совершенно другие люди, не имеющие отношения к территориальному планированию. А взаимоотношения генплана и программы новым законом не сформулированы. В итоге мы уходим от обязательной реализации того, что в нем заложено.

В целом задача по территориальному планированию в области решается. Но есть и некоторые сложности. В частности, с разработкой документов на сельские населенные пункты, которых у нас более трехсот, — охватить к сроку все мы можем не успеть. Многие сельские поселения воспользовались возможностью, которую дают поправки к Градостроительному кодексу, — самостоятельно решить, нужен им генплан или нет. В результате более сотни поселений отказались от его разработки к заданному сроку. Я считаю, это правильное решение.

— Все ли поправки в Градостроительный кодекс РФ дают положительный эффект?

— Далеко не все поправки работают на благо. Взять хотя бы выдачу разрешений на строительство. По большому счету этот документ должен выдаваться органами местного самоуправления. А сегодня взяли и разделили — если это объект в зоне природного парка, то за разрешением необходимо идти в комитет по охране природы. Если объект расположен в зоне месторождений — в комитет по недропользованию. Если в зоне исторического поселения — в комитет по культуре. Это неправильно. Я считаю, что все нужно решать на местах, а не гонять застройщиков из удаленных районов в областной центр. Надо очень внимательно и осторожно работать в законотворчестве, прислушиваться к мнению специалистов.

— Предложенная недавно идея использования в России готовой проектной документации стран ЕС была воспринята неоднозначно. Что вы думаете по поводу практики типового проектирования?

— Какая разница, кем и где разработан проект, главное, чтобы он соответствовал региональным нормативам. В новом Градостроительном кодексе РФ появилась хорошая идея по поводу типовых и повторно применяемых проектов. Такая система всегда существовала в Советском Союзе. Но любую благую идею можно довести до абсурда. Сегодня института типового проектирования нет, и для того чтобы построить детский сад, мы вынуждены тратить средства на разработку индивидуального проекта. В то время как могли бы взять готовый — это было бы в разы быстрее и дешевле. Мы сделали попытку восстановить в регионе такую систему, начали собирать по застройщикам типовые проекты и создавать каталог. Но вдруг появилось решение об обязательном включении всех типовых проектов в федеральный реестр. То есть чтобы проект был признан типовым, его необходимо отправить на комиссию в Москву, утвердить, а затем запрашивать обратно. Тогда как на уровне региона это можно решать не менее грамотно и куда более оперативно.

Авторы: Марина Коренец