Дела бумажные — самые важные

Бюрократические барьеры создают невыносимые условия для творческой деятельности

18.11.2011
Яндекс.Дзен Instagram

В апреле 2011 года ростовская дума внесла очередные изменения в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону. По мнению сотрудников ООО «Архстрой», это важный и нужный документ, но он не избавляет проектировщика от бюрократических препятствий.

Норальд Нерсесьянц, руководитель ООО «Архстрой»:

— В СССР власти контролировали проектирование, эксплуатацию и застройку городов. Была определенная централизованная общегосударственная система архитектурно-градостроительного проектирования. Но стремление все контролировать, централизовать подчас приводило к абсурдным ситуациям. Например, так как все строилось за государственные деньги, из центра была установлена на всю страну так называемая прейскурантная цена за 1 кв. метр жилья. Отойти от нее — смерть для проектировщика и его проекта. Из-за стремления построить все как можно дешевле было запрещено делать форточки в окнах квартир, так как они давали удорожание стоимости жилья на 50 коп. за 1 кв. метр. Все в стране строилось по единым разработанным в столице «типовым проектам»: дома, школы, магазины, детские сады, заводы и т.д. и т.п. Чтобы разработать индивидуальный оригинальный проект, необходимый для строительства объекта в конкретной градостроительной ситуации, надо было получить (с большим трудом) разрешение в Москве, в Госстрое. Результатом системы явились однообразие и невыразительность городов и сел нашей необъятной Родины, по которым «от Москвы до самых до окраин» шагали полчища серых, безликих типовых зданий-коробок. Слава богу, этот этап мы миновали. У архитекторов появилась возможность творить и строить. Разрушили многие запреты и ограничения и само понятие «типовой проект». Дерзай и фантазируй, зодчий! Появились первые ласточки творческой свободы, их становится все больше. Но!.. Как часто бывает, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». А они появились и в системе строительного проектирования, и в управлении, и в согласовании проектов и т.д. К сожалению, с приходом рыночной экономики и частного инвестора-заказчика все больше утверждается в архитектуре принцип: кто платит, тот и заказывает музыку. Валом хлынули безвкусица, помпезность, а одновременно и убогость в архитектуре, дисгармония и хаос в застройке городов, в их облике и эстетическом оформлении. Это результат не только частнособственнических претензий и предпочтений заказчиков, но и недостатков и изъянов нормативной, правовой и организационной систем, складывающихся в стране. Сегодня законодательство лишило главного архитектора города права рассматривать и согласовывать проекты зданий и сооружений и тем самым режиссировать и управлять процессом формирования архитектурного облика. В СССР этому способствовала не только роль главного архитектора города, но и участие архитектурной общественности в форме градостроительного совета при главном архитекторе, творческих дискуссий и обсуждений в Союзе архитекторов, публикаций в прессе и т.д. Теперь это заменено на госэкспертизу и публичные слушания. Экспертиза — отдельная тема, о ней можно много говорить. Главная проблема — несовершенство и противоречивость нормативной базы.

Субъективность, мелочность, затягивание сроков и бесконечные придирки привели к тому, что сегодня процесс согласования проекта является камнем преткновения для большинства проектировщиков. Экспертиза не оценивает архитектурно-эстетические качества проектных решений. В результате получается, что за архитектуру города никто не отвечает. Она формируется бессистемно, хаотично, как захотели и сделали заказчик и архитектор (не всегда высокой квалификации). Публичные слушания вместо градостроительного совета и творческих дискуссий специалистов превратились по существу в профанацию демократии. В них участвует кто угодно, кроме профессионалов проектного дела. Здесь обсуждаются любые, даже незначительные отклонения от положения ПЗЗ, а не суть проектных решений. Это противоестественно, когда главный архитектор города и архитектурная общественность отстранены от влияния на формирование эстетического облика города!

344006 г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, 47, оф. 13, тел.: (863) 250-60-31.