Несколько лет назад Отраслевой журнал «Вестник» провел круглый стол для проектировщиков, на котором обсуждались вопросы, как интегрируется проектная отрасль в рыночную экономику и приведет ли этот процесс к эпохе
Участники круглого стола:
— Александр Кузнецов, директор НП СРО «Региональное объединение проектировщиков Кубани»;
— Владимир Шамраев, директор
— Норальд Нерсесьянц, руководитель ООО «Архстрой»;
— Александр Чернявский, генеральный директор ООО «Архитектурное наследие»;
— Владимир Кирьязев, директор творческой архитектурной мастерской ООО «Новая Аттика».
— С вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в проектной деятельности произошли значительные перемены. Насколько этот документ повлиял на работу вашей организации?
Владимир Шамраев: — Постановление № 87 — это основной документ после Градостроительного кодекса, по которому мы работаем. Сейчас на протяжении времени действия этого документа введено
Владимир Кирьязев: — Постановление № 87 несущественно изменило ситуацию — появились новые названия разделов проектной документации, суть же их осталась прежней. Экспертиза хотя и декларирует, что принимает к рассмотрению «проектную документацию», но на самом деле требует состав прежнего «рабочего проекта». По заработкам проектировщиков ударило не 87-е постановление, а кризис, резко снизивший объемы капитального строительства и, соответственно, объемы проектирования. А поскольку ни один заказчик не примет проект в объеме «проектной документации», то, естественно, мы его выпускаем в объеме «рабочей документации», хотя так и не называем.
Александр Чернявский: — Наша организация занимается как комплексным проектированием, так и разработкой стадий проектной и рабочей документации, за исключением немногих случаев, когда заказчику требуется только «стадия ПД». Могу с уверенностью сказать, что постановление правительства № 87 принесло только пользу проектировщикам как минимум за счет достаточно четкого формулирования задач, которые должны быть решены на стадии «ПД», а кроме того, оно внесло коррективы в качественный состав проектной документации. Однако если проект разрабатывается комплексно во всех его разделах, то эти вопросы в любом случае решаются.
Норальд Нерсесьянц: — Постановление № 87 привнесло огромное количество ненужной работы, большинство из которой выполняется сугубо формально. При этом расценки на проектные работы остались прежними — их никто не пересматривал. В результате каждый раз возникает конфликт. Поскольку цены составляем по справочнику цен, теперь все разделы необходимо делать самостоятельно. Другими словами, с появлением этого закона выросла трудоемкость работ без пользы для существа проектного дела. Это главное принципиальное отличие. Вторая претензия. Если раньше были отдельно архитектурные решения и конструктивные решения, то теперь обозначено в законе,
— Сузились ли возможности архитекторов с переходом к саморегулированию? Как вы оцениваете нынешнюю систему выдачи допусков в СРО?
В.Ш.: — У нас много положительных задумок, заимствованных на Западе, но они не стыкуются с нашим менталитетом, опытом и устоявшимися нормативами и представлениями о проектировании. Для нашего небольшого института, сумевшего, «затянув потуже пояс», оплатить вступление в СРО, право на существование на рынке обходится очень дорого. А организации из 5-7 человек не могут себе позволить членство в СРО и работать легально.
В.К.: —Замена лицензирования на саморегулирование — не более чем смена названия и очередная попытка нашего «заботливого» государства пополнить активы банков большими суммами в виде вступительных, компенсационных, страховых и прочих взносов в период разгара кризиса. Неужели нельзя было перенести эту «акцию» на посткризисный период? Ведь
Н.Н.: — К системе СРО отношусь сугубо отрицательно. Это выдумка бюрократов, которая привела к тому, что вместо одного у нас появилось много бюрократов. А все саморегулирование свелось к формальности.
А.Ч.: — Изначально заложенная идея саморегулирования подразумевает большой потенциал развития отрасли. Нынешнюю систему выдачи допусков еще необходимо дорабатывать как в части ужесточения изначальных требований по персоналу, так и в части последующих проверок качества выполнения работ. Хочется пожелать Национальному объединению проектировщиков активнее защищать интересы проектного сообщества на федеральном уровне.
— Ваша организация сегодня ощущает, что кризис закончился, растет ли количество заказов, поднимаете ли расценки?
Н.Н.: — Мы пытались договориться с коллегами, что не будем демпинговать. Но из этого ничего не получилось, поскольку разразился кризис и надо было выживать. Сегодня каждый устанавливает ценовую политику самостоятельно.
А.К.: — Действительно, ценовая политика компаний, входящих в СРО «Региональное объединение проектировщиков Кубани», после кризиса стала более гибкой. Стоимость проектов значительно снизилась
A.Ч.: — Кризис вынудил проектные организации снизить средние расценки, но со временем, думаю, все вернется к докризисному уровню. С учетом имеющихся деловых связей и репутации мы можем себе позволить не только не снижать расценки, но и даже выбирать объекты проектирования.
B.Ш.: — Сейчас оживление пошло, и по сравнению с концом 2010 г. — началом 2011 г. число заказов увеличилось
В.К.: — Ценовую политику почти не пересматривали, поскольку она адекватна качеству выдаваемой нами продукции. Но у заказчиков появилась некая «развязность» в отношении проектировщиков. Они считают, что в этот период мы должны работать за копейки и благодарить судьбу за их приход в наши организации. Количество заказов растет, но это всего лишь «сезонная» тенденция.
— Какие проблемы при размещении госзаказа в проектной сфере существуют? Какая модель проведения торгов вас бы устроила?
Н.Н.: — Считаю, что должен быть «творческий конкурс», где соревнуются не ценой, а качеством: кто квалифицированнее, у кого лучше опыт и т.д. Причем цена должна быть фиксированной. Допустим, выделяется определенная сумма, на конкурс выходят несколько проектировщиков и соревнуются, кто предложит лучшее решение. Для этого надо проводить предварительный конкурс, на который заказчик должен выделить средства. Эти затраты окупятся, так как хорошее конструктивное архитектурное решение может принести гораздо больше прибыли и экономии, нежели проектирование за копейки.
В.К.: — В тендерах почти не участвуем, ибо это громоздкая, заформализованная и неуклюжая система, где единственным и главенствующим принципом является минимальная стоимость проектных работ. Предложения очень просты.
A. Ч.: — Мы пробовали участвовать в некоторых крупных тендерах, но от этого процесса остались лишь негативные воспоминания. Введение новой федеральной контрактной системы радикально изменит ситуацию с торгами, надеюсь, даже в лучшую сторону. Она подразумевает предварительную классификацию участников и ответственность заказчика за работу, выполненную выбранным им подрядчиком.
B. Ш.: — Анализ тендеров показывает, что часто назначаются сроки, которые включают в себя время
А.К.: — Проводимые в Краснодарском крае тендеры помогают многим проектным организациям существовать на рынке
— Какие формы проектных организаций эффективны в новых условиях?
Н.Н.: — Я всегда работал в больших институтах, но сейчас с удовольствием работаю в маленьком коллективе. Однако система СРО не способствует развитию подобных организаций.
В.К.: — Наиболее эффективная форма проектных организаций — это мастерские и архитектурные бюро с количеством основных специалистов от 10 до 20 человек
В.Ш.: — Практика показала, что если работать по закону, быть членом СРО и выполнять все основные разделы проектной документации, то эффективной формой должна быть средняя организация с численностью от 40 до 60 человек. Чем крупнее организация, тем больше у нее накладных расходов, различных издержек и т.д. Если меньше, то она не сможет легальным образом заработать средств, сохранить членство в СРО, качественно выполнять проектную документацию.
А.Ч.: — Наиболее эффективна в любых условиях проектная организация, работающая в тесном контакте со строительной компанией. Идеальной с этой точки зрения будет компания, совмещающая в себе и изыскателей, и проектировщиков, и строителей. Такой комплексный подход удобен как заказчику, поскольку у него нет необходимости контролировать несколько разных организаций, так и самой компании ввиду того, что внутри одной организации гораздо проще и быстрее решать технические вопросы, неизбежно возникающие как при проектировании, так и при строительстве объекта.
А.К.: — Эффективными являются любые формы организаций, в которых есть профессиональные сотрудники, выполняющие проекты в сжатые сроки и за невысокую стоимость.