Чего не хватает России

Чего не хватает России

К комфортному жилью XXI века предъявляются совершенно иные требования, чем в прошлом столетии. Если раньше комфорт ассоциировался с масштабом и роскошью, то сегодня такое жилье должно быть доступным и продуманным

К комфортному жилью XXI века предъявляются совершенно иные требования, чем в прошлом столетии. Если раньше комфорт ассоциировался с масштабом и роскошью, то сегодня такое жилье должно быть доступным и продуманным, эстетичным и функциональным и при этом вовсе не обязательно большим и дорогим. «Вестник» узнал, что думают на тему комфортного жилья (как «внутри», так и «снаружи») ведущие федеральные и мировые эксперты.
Фади Джабри, исполнительный директор Nikken Sekkei:
— Пожалуй, главными определяющими факторами в создании комфортной для проживания среды являются месторасположение, транспортная доступность, наличие базовых услуг, в том числе образовательных и медицинских, а также безопасность и удобство.
Что касается площадей самого жилья, то они становятся меньше — ​это тенденция. Но теперь и меньшую площадь можно спланировать и обставить так, чтобы достичь максимального комфорта. Примеры такого нового типа жилья можно увидеть в Лондоне, Гонконге, Токио — ​в этих мегаполисах недвижимость стоит дорого, соответственно, жилые площади становятся меньше. В Японии, к примеру, маленькие площади компенсируются за счет превосходной организации пространства и высоких технологий.
Придомовое пространство должно быть разработано особенно тщательно: оно должно соотноситься с интерьерами общественных зон жилых домов и создавать приятное впечатление. При этом нужно помнить об удовлетворении потребностей самых разных групп жильцов: детей, пожилых людей и даже домашних животных.
Понимаете, здесь важно абсолютно все — ​от плана-схемы самого здания и общественных пространств до освещения, фасадов и вывоза мусора. Нужен целостный, холистический подход.
Грамотный дизайн может минимизировать и негативные факторы. К примеру, если вид весьма неживописен, создайте уютный двор, и пусть окна выходят на него, или разверните здание так, чтобы пейзаж стал более привлекательным. Еще не создана инфраструктура? Компенсируйте превосходными удобствами! Если район вызывает негативные ассоциации, создайте привлекательный имидж и вложитесь в его продвижение.
Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России:
— Мне несколько странно слышать от вас такие вопросы — ​они больше характерны для издания, выпускаемого внутри Садового кольца. Вы ведь знаете, что в России газификация составляет не более 70%? При этом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке она практически нулевая. То есть вся Россия в таких «благоустроенных» районах живет, а мы говорим о каком-то комфорте. Кстати, примерно такие же цифры по канализации и теплоснабжению. Получается, иметь теплый туалет в доме — ​это уже большое благо.
Люди до сих пор топят углем, дровами… Россия во многом неблагоустроенная страна, а мы о метрах, плитке и деревьях говорим. Надо решить вопрос кардинально: как дальше жить России? Почему не происходит никакого прогресса в этом плане в стране, которая добывает и импортирует газ?
И я говорю это не с точки зрения политики, а именно как архитектор. Ведь архитектура — ​это не фасады и планировка, а создание нормальной жизненной среды для гражданина. А когда он в минус сорок бегает на улицу в туалет… Вот это, собственно, и есть отношение к человеку. Поэтому, как только этот главный вопрос будет решен, мы сможем поговорить о малых формах, квадратных метрах и необходимости детских садов во дворе.
Что касается так называемых «муравейников» — ​многоэтажек, которые строят сегодня всюду и так же часто ругают, это тоже вопрос двоякий. Для человека, привыкшего к хорошим условиям, там действительно тесно и некомфортно. А для того, кто переезжает туда из барака без удобств — ​это невероятно комфортное жилье!
Вадим Сидоров, советник проректора по развитию РАНХ:
— Ключевой тренд сегодня — ​запрос на экономичное пространство. Люди хотят, чтобы жилье было максимально функциональным, но при этом экономичным. В чем это выражается? Во-первых, в площадях помещений, во‑вторых, в суммах на содержание. Покупатели уже «наелись» дорогого огромного жилья.
Что касается функциональности, то уже от комфорткласса и выше видим четкий запрос на дополнительные функции в объекте, например постирочные, гардеробные и т.д., пусть небольшие, но они должны быть. Сейчас это уже существует. Я был в шоу-руме компании «Пионер» в Москве и видел примеры подобного грамотного планирования пространства в однушках площадью 40‑45 метров, двушках на 60‑65 метров и т.д. Устойчивая тенденция в концепции экономичного пространства — ​объединение гостиной и кухни. Такие объекты пользуются большим спросом, ведь важно понимать, что количество комнат в квартире считается по количеству спален. И такая планировка освобождает площадь, давая возможность расположить большее количество спален, — ​пусть они также будут небольшими.
Что касается инфраструктуры, то здесь главное, что она должна быть в принципе — ​и социальная, и коммерческая (и очень желательна социально-коммерческая, например, платные детсады, медицинские учреждения и т.д., так как закрывает реальную нехватку социальной). Этим вопросам почему-то уделяется мало внимания, по принципу «кто придет в строящийся микрорайон, тот пусть и будет». И приходят обычно «пивнушки» и одинаковые продуктовые магазины. При этом практика показывает, что для грамотного функционирования и удобства состав и функции магазинов должны быть продуманы девелоперами изначально. К примеру, на этапе строительства жилого микрорайона и в начале заселения супермаркет может быть не супервостребованным, но когда район заполнится, он выйдет «на полную мощность». То есть важно видеть (и показать клиенту) не только саму инфраструктуру, но и перспективны ее развития.
При этом комфортное жилье не просто может, но и должно быть доступным! Но для определенного класса. Вообще каждый тип жилья должен быть комфортным в своем классе, ведь не будем забывать, что экономкласс зачастую бывает дешевле в основном за счет своего месторасположения.
Мария Николаева, глава бюро MAD Architects:
— В нашей стране активно продвигается и популяризируется идея создания комфортной среды. От типовых районов с неприметной архитектурой мы идем к небольшим кварталам, образующим «город-сад». Концепции дворов без машин в жилых проектах, открытых городу общественных зон в бизнес- и торговых центрах, развитие парковой архитектуры — ​все это элементы комплексной работы, которая сегодня ставится во главу угла.
Для архитектора при создании таких пространств крайне важно правильно распределить функции объекта, продумать его форму, зонирование прилегающей территории, логистику. Не менее важно и органично вписать его в ту среду, в которой он будет находиться, не портя при этом уже сложившийся архитектурный ансамбль.
Большой плюс качественного анализа и глубокой проработки проекта — ​возможность архитектурой нивелировать негативные акценты района. Если в локации отсутствует центральная доминанта, то удачно расположенный проект может как раз стать ею, образовав новый центр притяжения в районе. В том случае, когда район окружают промышленные зоны или сама стройка находится на такой территории, необходимо создать полноценную транспортную и социально-коммерческую инфраструктуру, сделав ранее неудобные для жизни территории комфортным и полноценным пространством. И тут важны совместные усилия не только архитектора и проектной команды, но и девелопера, инвестора и жителей. Придя к согласию, можно воплотить значимый для города проект, который станет новой и неотъемлемой частью среды всего района.
Екатерина Фонарева, директор департамента жилой недвижимости Colliers International:
— Сейчас основная часть покупателей жилья — ​это семьи с детьми, они формируют 80‑85% от общего спроса на жилье. Для них первостепенным является защищенность их детей, поэтому очень важно, чтобы внутренняя территория жилого комплекса отвечала всем необходимым требованиям и нормам, чтобы родители не беспокоились за безопасность детей. В эту философию и вписывается концепция «двор без машин», когда дети могут спокойно играть во дворе, не опасаясь проезжающих машин. И именно запросы покупателей сегодня сформировали тренд на создание продуманной, безопасной и интеллектуальной среды в ряде жилых комплексов.
Что касается внутреннего пространства и зон общего пользования, то сейчас застройщики даже в массовом сегменте делают их все более удобными, комфортными и функциональными для жителей. Входные группы проектируются с высокими потолками, вместо пандусов и лестниц устанавливаются различные устройства, которые облегчают доступ в дом людям с ограниченными возможностями и молодым мамам с колясками. К тому же светлые, красиво оформленные входные группы создают атмосферу и настроение, что также немаловажно в условиях мегаполиса, когда людям после тяжелого рабочего дня не хочется заходить в серый скучный подъезд.
Размещение кладовых на минусовых этажах комплекса или на территории паркинга помогает освободить пространство внутри квартиры и более функционально ее использовать. Жилье не должно быть большим — ​оно должно быть функциональным. Как показывает практика, даже небольшая однокомнатная квартира площадью 28 кв. метров может быть удобной для проживания. В зависимости от планировки можно получить минимальное количество коридоров и высвободить максимальное пространство для установки мебели. Более того, сейчас популярностью пользуется мебель-трансформер, которая ночью используется как кровать, а в дневное время трансформируется в шкаф. 
Логотип Вестник Строительство