Чего не хватает России

Чего не хватает России

Сегодня страна, без преувеличения, взбудоражена. Подготовка к крупным событиям международного уровня — ​Олимпиаде‑2014, ЧМ‑2018 — ​стала мощным толчком для развития инфраструктуры в большинстве регионов России

Но чемпионат скоро пройдет, и все чаще возникает закономерный вопрос: что дальше? Что может стать новыми «точками роста», новыми драйверами инфраструктуры и инвестиций, не дав угаснуть экономическому подъему территорий? Поразмышлять над этим вопросом «Вестник» попросил экспертов российского и международного уровня.

Игорь Далаксакуашвили, генеральный директор «ПАТРИОТ — ​Девелопмент Северо-Запад»:
— Драйверы будущего развития, я уверен, должны строиться на уже заложенных к нынешнему времени предпосылках. Возьмем для примера Ростов-на-Дону.
Здесь появился прекрасный современный аэропорт, что само по себе способно придать импульс развитию прилегающих территорий и области, ведь для шахтерских городов он теперь ближе, чем Ростов. Когда будет построен Восточный обход донской столицы, сформируется по сути новая градостроительная граница Большого Ростова, внутри которой неизбежно будут появляться новые технопарки, торговые центры, жилье, а развитие территории старого аэропорта может сформировать новый городской центр.
Появление стадиона на левом берегу Дона неизбежно повлечет развитие этой территории. Добавьте сюда существующие уже транспортные развязки, мосты через Дон, соединяющие южную столицу с Батайском, активное развитие левобережной промзоны (я все-таки надеюсь, что там будут созданы чистые производства). Все это создаст синергию с новым спортивно-развлекательным кластером. Развитие жилищного строительства на этой территории, на мой взгляд, весьма спорно.
Если посмотреть, как меняют Ростов только эти новые объекты, мы увидим: идея Большого Ростова уже обретает свои границы, заданные Восточным объездом, аэропортом и развитием левобережной зоны на юг. По сути, это уже Большой Ростов.
В Петербурге, например, немного другой вектор развития. Он всегда был промышленным городом, и ключевым фактором на ближайшее будущее станет редевелопмент промзон — ​и для жилищной, и для торгово-деловой застройки. К тому же здесь удалось решить ряд транспортных вопросов: строительство Западного скоростного диаметра создало единое кольцо, по которому можно очень быстро и комфортно добраться фактически от финской границы к аэропорту Пулково.
В Ростове, кстати, транспортный вопрос один из самых острых. Могло бы помочь выделение неких скоростных «хорд», новых средств передвижения (легкорельсовое метро, скоростной трамвай). В России уже есть потрясающие примеры решения проблем. Так, крупнейший петербургский девелопер, осваивая огромный жилой район, интересный, но не обеспеченный метро, уже в этом году запустит туда частный скоростной трамвай по концессионному соглашению с городом. Это хороший пример, ведь налаженная транспортная инфраструктура — ​самый убедительный драйвер развития.
Произошедшие в последние годы знаковые события действительно задали определенную динамику роста городов и регионов. И очень важно не упустить время, развивая то, что уже создано. Но главное тут — ​все тщательно продумать, а не просто застраивать домами каждый свободный сантиметр.

Мария Николаева, глава бюро MAD Architects:
— Наиболее частая проблема при подготовке к событиям такого масштаба — ​непригодность построенных объектов для дальнейшего использования вне конкретного события. Поэтому необходимо продумывать все на этапе концепции. При этом именно архитектурная концепция помогла бы сделать объект многофункциональным и пригодным для использования вне спортивного контекста.
В целом, на мой взгляд, главным вектором развития регионов, которые примут ЧМ‑2018, должен стать рост внутреннего туризма. Помимо ремонта коммуникаций, работы над дорожно-транспортной инфраструктурой и спортивными объектами, необходимо развивать районные центры притяжения — ​сделать акцент на памятники архитектуры, местные традиции и историческое наследие каждого города. Таким образом можно будет не только загрузить созданную инфраструктуру после проведения чемпионата, но и повысить престиж региона, привлечь инвестиции и дать стимул для развития предпринимательства. В противном случае можно ожидать сценария, при котором невостребованные после мероприятия объекты будут реконструироваться и использоваться не по их целевому назначению.
Одним из удачных примеров в России можно назвать Казань, которая за несколько лет стала популярным местом для внутреннего туризма и за счет притока инвестиций проводила у себя различного масштаба локальные и международные мероприятия. Огромный потенциал имеют Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург. В этих городах уже сейчас активно развиваются практически все экономические сегменты, но пока еще не хватает целостности в плане точек притяжения и наличия разнообразных туристических маршрутов. За последние годы качественный рывок совершил Екатеринбург: с открытием Ельцин-центра туристический трафик в городе увеличился на 30%, активно развивается ресторанный бизнес, появляется множество новых заведений, благоустраивается городская территория по основным прогулочным маршрутам, не говоря уже о появлении современных коммерческих и жилых проектов.

Юрий Погребщиков, советник президента ТПП Ростовской области по вопросам промышленной политики:
— Если говорить о Ростове, то драйверами последних лет здесь были объекты, являющиеся проектами федерального значения, и инициаторами (да и инвесторами) этого стали внешние для региона силы. На смену такому подходу должна прийти идея, являющаяся инициативой гражданского общества и уже активно поддержанная региональной властью. В Ростове таким проектом может стать «Парк Темерник», сочетающий в себе все необходимое для пилотного проекта, и — ​главное — ​во главе угла здесь стоит нравственная составляющая, т. к. он подчеркнет озабоченность региональной власти качеством нашей жизни сейчас и в будущем.
Кроме чисто экологического фактора проект повлияет и на культуру города и самих горожан, чего нам сейчас очевидно не хватает, судя по сегодняшнему состоянию р. Темерник. Приведение в порядок реки принципиально поднимет в ценности объекты, существующие в шагово доступном от нее расстоянии и возвратит в хозяйственную и общественную собственность около 400 гектаров городской площади. Уже сегодня в разработке находятся десятки проектов, реализация которых может стать для города мини-драйверами развития. При наличии непрерывного парка вдоль реки Темерник, велосипедных и беговых дорожек в нем принципиально могут измениться логистическая схема и структура отдыха горожан. Новая схема сборов поверхностных вод и модернизация ливневой канализации помогут решить многолетнюю проблему города, одновременно защитив реку от ее заиливания. «Парк Темерник», в случае его полноценной реализации, сплотит гражданское общество и власть, в чем сейчас мы особенно нуждаемся.

Вальдемар Вайсс, управляющий директор филиала Munitor Gruppe в РФ:
— Что касается инфраструктурных объектов, возводимых к крупным мероприятиям, то у нас одна беда: в России их часто создают по принципу «построим, а там посмотрим». То есть дальнейший коммерческий успех не закладывается, как положено, на первоначальном этапе планирования и проектирования, что, несомненно, приведет к неоправданным бюджетным расходам в дальнейшем. Но чиновников это мало интересует. Стадионы проектируют и принимают по ним решения структуры, которые в дальнейшем не будут иметь ни малейшего отношения к эксплуатации сооружений в послечемпионатный период.
Если обращаться к западному опыту, то прекрасным примером может стать управляющая компания AEG: практически из любого подобного сооружения она делает коммерчески прибыльный объект, просто потому, что постоянно профессионально этим занимается и в основном начинает сопровождать объект уже на стадии проектирования, имея колоссальный опыт. Если AEG или управленцы, обладающие опытом в управлении и эксплуатации спортивных сооружений, «заходят» на объект на стадии проектирования, функционал продумывается изначально, и коммерческий успех обеспечен. Функциональное наполнение должно соответствовать. Есть отличные примеры и в США, Британии и Италии, где созданная на территории спортивного сооружения коммерчески доходная и развлекательная инфраструктура делает объект настоящим доходным, инвестиционно привлекательным продуктом.
Единая школа управления спортивными объектами, несмотря на рост их количества, так и не создана, каждый тренируется кто во что горазд,
В России президент Владимир Путин изначально планировал, что строительство стадионов подстегнет развитие региональной инфраструктуры, и она потихоньку действительно развивается. Но все, что может и должно быть расположено вокруг спорт­объектов, надо продумывать заранее!
Так, как это было сделано когда-то на «Донбасс-Арене», где территория «работает» вместе со стадионом, став магнитом, привлекающим самые разные потоки людей, не обязательно связанные со спортом. Плюс грамотное управление позволило в не самом богатом регионе превратить стадион в коммерчески эффективный объект. Но мы зачастую видим другой подход. Конечно, в Минспорта декларируют создание единой управляющей компании, но я в нее не верю. Управлять стадионом должна коммерческая организация, нацеленная именно на получение прибыли. И сейчас это будет трудно реализовать — ​объекты уже запроектированы, все будет идти хорошо, но мимо.

Карл-Хайнц Мюллер, генеральный директор Bauverlag BV GmbH:
— Я хотел бы рассказать в целом о развитии инфраструктуры в Германии. И здесь мы в первую очередь говорим о городской инфраструктуре, в частности о жилищном строительстве. В последние годы внимание уделялось внедрению программ, способствующих улучшению энергоэффективности зданий и сооружений, что делается с целью соблюдения правил, предписанных Парижским соглашением. Благодаря этому строительные компании получают все больше запросов на внедрение энергосберегающих решений. Также власти Германии инвестировали около 15 млрд евро в обновление инфраструктуры страны, сюда входят реконструкция дорог, автомагистралей, мостов и строительство новых. В части жилищной инфраструктуры сегодня мы наблюдаем исторический минимум процентных ставок по ипотеке, это вызвано политикой Европейского Центробанка, снизившего процентные ставки по всей Европе. В то же время идет строительный бум, инвестиции приходят в строительство домов. Но нам сейчас не нужно столько строительных рабочих — ​резкие темпы роста строительства могут «перегреть» рынок. Стоимость аренды растет, но власти стараются разрабатывать программы, чтобы сделать ее более доступной. Причины для роста цен на аренду — ​социальные: рост количества одиноких людей и беженцев.

Сергей Труханов, руководитель бюро T+T Architects:
— На мой взгляд, новые точки роста можно получить при активной поддержке властями именно спортивного направления в городах, которые примут игры чемпионата. В нашей стране успешных примеров не так уж и много. Сочи по прошествии времени можно считать хорошим кейсом. Учитывая непростую геополитическую ситуацию и переориентацию населения на внутренний туризм, город получил уверенный туристический поток не только в сезон. В данном случае у людей появилась альтернатива дорогостоящим горнолыжным курортам Франции и Швейцарии не хуже ни качеством, ни сервисом.
Стоит сказать, что появление любого значимого объекта в городе уже само по себе может стать точкой роста. Такими объектами можно считать культурный центр Гейдара Алиева в Баку, построенный по проекту всемирно известного архитектора Захи Хадид. В Тбилиси за последние 10 лет появилось несколько объектов мирового значения — ​музейный центр по проекту бюро Фуксас неподалеку от Моста Мира от Микеле де Лукки, Дом юстиции (в народе «Грибной дом»), также спроектированный семьей Фуксас. Контраст, который создается благодаря эклектике старого города и его исторического наследия и современной европейской архитектуре делает город одним из самых популярных и востребованных у туристов со всего света. В России достаточно большой потенциал для похожего формирования локальных центров притяжения во многих городах
Логотип Вестник Строительство