Владимир Путин: «Убежден, что большой потенциал есть у каждого региона России»

Государство предоставляет регионам принципиально новые инструменты развития, такие как инфраструктурные кредиты, а также направит федеральные ресурсы для решения наиболее острых задач, имеющих комплексный эффект для раскрытия потенциала территорий. В приоритете — строительство автомобильных дорог, обходов городов, обновление систем ЖКХ.
Об этом в ходе послания Федеральному Собранию рассказал президент РФ Владимир Путин.



07.06.2021
Поддержка — проектам созидания
— Страна развивается, идет вперед, но все это происходит только тогда, когда развиваются регионы Российской Федерации. Стремление руководителей субъектов Федерации сделать свой регион успешным и самодостаточным должно и будет всемерно поощряться.
Мы поддержим тех, кто берет на себя ответственность и запускает проекты созидания. Убежден, что большой потенциал есть у каждого региона России. Чтобы помочь результативно, с отдачей его раскрыть, нужно снизить бремя долговых обязательств.
Прежде всего надо помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности. Предлагаю здесь следующее: весь объем коммерческого долга субъекта Федерации, превышающий 25 % его собственных доходов, будет замещен бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года.
Кроме того, предлагаю провести реструктуризацию тех бюджетных кредитов, которые были предоставлены регионам в прошлом году для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии. Напомню, что срок погашения таких кредитов истекает 1 июля. Предлагаю пролонгировать их также до 2029 года.
Подчеркну, реструктуризацию накопленной задолженности надо использовать именно как механизм повышения самодостаточности региональных экономик, тем более что мы предоставим субъектам Федерации принципиально новый инструмент развития. Что имею в виду? Так называемые инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 % годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 года планируем выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 0,5 трлн рублей, или 500 млрд.

В интересах людей
— Мы одна страна. Все уровни власти, бизнес должны работать в единой логике. И реструктуризация долгов, и новый инвестиционный ресурс в виде инфраструктурных кредитов позволят нам расширить горизонт планирования, запустить новые решения, увязанные с реализацией национальных проектов, с отраслевыми стратегиями, с комплексным планом модернизации магистральной инфраструктуры.
Федеральные инфраструктурные кредиты — это мощный ресурс, но насколько он сработает на развитие, на привлечение частных инвестиций, в огромной степени зависит от того, как будут действовать управленческие региональные команды, от их открытости для честного диалога с бизнесом, с инвесторами, ну и, конечно, в первую очередь с гражданами. Инфраструктурные проекты регионов должны быть реализованы прежде всего в интересах людей, служить инвестициями в создание новых рабочих мест, в рост благополучия миллионов российских семей, в будущее наших детей. Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.
Обращаю внимание: инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне. Здесь сразу хочу обратиться и к руководителям регионов, и к правительству: послушайте, давайте только работать ритмично и четко. Не хочу здесь, с этой трибуны, произносить жестких или грубых слов, но своевременно надо все делать, готовить надо эти проекты, не прибегать просто с картинками в правительство. А правительство должно их быстро перерабатывать, помочь регионам там, где они с этим не справляются. Помочь надо коллегам, понимаете? А не отбрасывать в корзину и говорить: они плохо сделали. Некоторые не могут сделать так, как вы требуете, помогите им, и тогда работа пойдет.
Масштаб проектов может быть разным, главное, чтобы они, как я уже сказал, служили людям и открывали новые возможности. Например, Ямало-Ненецкий округ совместно с нашими крупными компаниями с помощью предложенного механизма сможет запустить строительство Северного широтного хода. Это железнодорожная магистраль, которая даст импульс освоению богатейших ресурсов Арктики. Этот проект давно прорабатывается, пора запускать, есть для этого все возможности. Нижний Новгород, например, получит возможность продолжить работу над развитием метро, приступить к обновлению центра города. Челябинск — еще один из наших городов-миллионников — на базе давнего проекта строительства метрополитена тоже сможет обновить систему транспорта. Я помню и про другие подобные проекты в Красноярске, в других регионах.
И, конечно же, строительство новых объектов должно идти на качественно новом уровне. Прошу правительство подготовить четкий пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования, производства и внедрения самых передовых энергоэффективных материалов. Это важно и для ответа на климатические, экологические вызовы.

На пути к амбициозной цели
— Масштабное инфраструктурное развитие ставит принципиально новые задачи перед строительной отраслью. В прошлом, достаточно трудном году она сработала между тем без сбоев, обеспечила ввод свыше 80 млн квадратных метров жилья. Хороший результат. Чем больше будем строить, тем доступнее будет жилье для российских семей.
Поэтому цель амбициозная, мы о ней уже тоже говорили, она никуда не исчезла, эта амбициозная цель — ежегодно вводить порядка 120 млн квадратных метров. Причем обязательно нужно предусмотреть специальный механизм поддержки индивидуального жилищного строительства.
А что касается крупной массовой застройки, то институт развития «ДОМ.РФ» будет привлекать ресурсы с финансового рынка через размещение облигаций. Такой механизм отработан, в целом работает и функционирует хорошо. Представлять эти ресурсы застройщикам необходимо в виде целевых займов.
Что здесь важно, что хотел бы особенно подчеркнуть: за счет субсидий федерального бюджета «ДОМ.РФ» сможет выдавать займы застройщикам по минимальной ставке — порядка 3–4 % годовых. Пилотными проектами для отработки такой модели станет строительство жилых кварталов в Туле, Тюмени, Сахалинской области, в Кузбассе.

Прямые инвестиции
— Мы не только предоставим регионам принципиально новые инструменты развития, но и прямо направим федеральные ресурсы на решение наиболее острых системных задач, имеющих комплексный эффект для подъема территорий, для улучшения качества жизни людей.
Начнем с того, что выделим средства из Фонда национального благосостояния на опорные магистрали. Прежде всего нужно форсировать уже идущее строительство скоростной автомагистрали Москва — Казань и, более того, продлить ее до Екатеринбурга, завершить этот проект за три года.
Таким образом, в 2024 году с учетом действующей трассы Москва — Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала.
Однако абсолютно недостаточно просто связать конечные точки между собой. Что толку, если в жизни людей в небольшом населенном пункте, городе от этого ничего не изменится, только мимо будут пролетать скоростные поезда и автомобили? Опорная инфраструктура должна, безусловно, тянуть за собой развитие всех территорий, по которым она проходит, чтобы от нее шла так называемая современная региональная сеть.
Теперь за счет инфраструктурных кредитов субъекты Федерации смогут нарастить темпы таких строек. Просто коллеги должны это иметь в виду и учитывать в своих планах развития, чтобы федеральные и региональные магистрали действовали как единая система в интересах наших граждан, бизнеса и территорий. И инфраструктурные кредиты, и ресурсы Фонда национального благосостояния будут работать на все регионы России.

Перечень поручений по реализации послания президента Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года*

Содержание поручения

Срок исполнения

Правительству Российской Федерации обеспечить направление в 2021-2024 годах дополнительно не менее 24 млрд рублей за счет средств федерального бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сельских домов культуры, модернизацию библиотек, включая создание модельных библиотек, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение детских театров и муниципальных музеев, предусмотрев при этом максимальный охват указанных организаций культуры.

1 октября 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить направление до 2023 года дополнительно не менее 10 млрд рублей за счет средств федерального бюджета на капитальный и текущий ремонт зданий федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, основным направлением деятельности которых является подготовка педагогических кадров, а также на оснащение таких организаций оборудованием.

15 декабря 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить направление средств Фонда национального благосостояния на финансирование на возвратной основе проектов по развитию транспортной инфраструктуры, обратив особое внимание на необходимость:

— увеличения темпов строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань, ее продления до г. Екатеринбурга и завершения строительства в 2024 году;

— реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры с учетом осуществления мероприятий, обеспечивающих комплексное развитие территорий субъектов Российской Федерации, в которых реализуются такие проекты, а также территорий прилегающих к ним субъектов Российской Федерации.

1 августа 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и реализацию плана мероприятий (дорожной карты) по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в Российской Федерации.

1 июля 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить при участии акционерного общества «ДОМ.РФ» внедрение механизма долгового финансирования (в том числе облигаций специальных обществ проектного финансирования) для предоставления целевых займов по ставке не более 4% годовых на реализацию проектов строительства жилья, включая финансирование пилотных проектов по строительству жилых кварталов в Кемеровской области — Кузбассе, Сахалинской, Тульской и Тюменской областях.

1 сентября 2021 года

Правительству Российской Федерации завершить внедрение специального механизма поддержки индивидуального жилищного строительства и обеспечить его широкое применение.

1 сентября 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить утверждение порядка расчета объема предоставляемых субъектам Российской Федерации (на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых) инфраструктурных бюджетных кредитов на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, инвестиции в общественный транспорт, с учетом результатов проводимой ими ранее долговой политики.

1 июня 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить утверждение порядка проведения отбора проектов, финансируемых за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, а также порядка осуществления Федеральным казначейством государственного финансового контроля за ходом реализации таких проектов.

1 июня 2021 года

Правительству Российской Федерации обеспечить предоставление до конца 2023 года инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме не менее 500 млрд рублей.

1 июня 2021 года

Правительству Российской Федерации оказать субъектам Российской Федерации поддержку, необходимую для начала реализации проектов, финансируемых за счет инфраструктурных бюджетных кредитов.

1 июня 2021 года

Правительству Российской Федерации совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» обеспечить строительство до конца 2024 года не менее 1300 школ (накопленным итогом с 2019 года) в рамках реализации национального проекта «Образование», в том числе с привлечением внебюджетных средств.

1 ноября 2021 года

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом «Газпром» и иными газораспределительными организациями обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

30 октября 2021 года

Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Камчатского края обеспечить создание локальной газопринимающей инфраструктуры в целях надежного и долгосрочного снабжения газом жителей и организаций Камчатского края.

1 ноября 2021 года

Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Красноярского края, Правительством Нижегородской области, Правительством Челябинской области и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить подготовку и реализацию пилотных проектов территориального развития с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов и привлечением заинтересованных организаций, включая публичное акционерное общество «Газпром» и открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

1 сентября 2021 года


*Всего документ, опубликованный на сайте www.kremlin.ru, содержит 67 поручений. Из них для данной публикации отобраны те, которые имеют отношение к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству.  

Авторы: Вера Чернова