Виктор Демин: «Квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена — основа экономической устойчивости государства»

В 2021 году отмечался 320-летний юбилей со дня организации в России на постоянной основе профессиональной ремесленной подготовки и 81 год со дня создания системы подготовки рабочих кадров. Современное среднее профессиональное образование предоставляет широкие возможности для обучения двух уровней — подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

25.01.2022
Сегодня среднее профессиональное образование смогло адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации, сохранив крупную сеть образовательных организаций и стабилизировав преподавательский состав. Но перед системой ставятся новые задачи, направленные как на дальнейшее планомерное развитие самих учебных заведений, так и на укрепление профессионального потенциала их выпускников.
Подробнее об этом — в авторской статье президента Союза директоров ссузов России, профессора, доктора педагогических наук, кандидата экономических наук, заслуженного учителя РФ Виктора Демина.
Виктор Демин.jpg
— За последнее десятилетие система среднего профессионального образования России прошла серьезную структурную трансформацию. Созданы отраслевые, региональные, негосударственные профессиональные образовательные организации, а также колледжи и техникумы в структуре вузов. Проведена масштабная оптимизация учебных заведений, благодаря которой сформированы многофункциональные многопрофильные образовательные центры, обеспечивающие подготовку, переподготовку, повышение квалификации разных категорий граждан, а также раннюю профориентацию и профессиональное обучение школьников. Для обеспечения качества реализации всех этих многочисленных направлений системе среднего профессионального образования необходимо оставаться в русле постоянных изменений, которые происходят в современном мире. Это обеспечивается ростом объемов финансирования учреждений для развития материально-технической базы, внедрением современных технологий обучения и воспитания, независимой оценкой результатов подготовки выпускников, а также цифровой трансформацией учебных и управленческих процессов.

Сегодня система СПО затрагивает интересы практически каждой четвертой российской семьи: до 30% семей, члены которых обучаются по разным образовательным программам, работают в колледжах и техникумах. Конкурс на обучение по отдельным образовательным программам среднего профессионального образования превышает 10-15 человек на место. Более 60% выпускников 9-х классов продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. В 2021 году прием поступающих в них впервые превысил число абитуриентов вузов.
Ключевые тренды развития системы среднего профессионального образования были проанализированы, обобщены экспертным сообществом в 2020 году и легли в основу направлений развития сети:
— постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, развитием технологий;
— формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов образования и обучения с требованиями в сфере труда;
— повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке рабочих (служащих) и специалистов среднего звена;
— приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей и техникумов в соответствие современным требованиям к кадрам;
— развитие профессиональной соревновательности в системе среднего профессионального образования для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности.

Обновление содержания образовательных программ является процессом постоянно движущимся. Но в основе этого движения находятся единые требования к организации обучения и компетентностному уровню рабочих и специалистов — федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время из 485 профессий и специальностей полностью обновлены 85 ФГОС, еще 19 находятся на утверждении, в том числе по трем новым профессиям.
Обновление стандартов подготовки влечет за собой и осовременивание материально-технической базы колледжей и техникумов, которая в то же время должна соответствовать современным международным требованиям. Именно поэтому первым шагом в формировании нового ландшафта сети учреждений среднего профессионального образования становится создание мастерских в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы».
В федеральную стратегию развития среднего профессионального образования заложено и появление новых форм: при колледжах планируется создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с учебой смогут работать и зарабатывать.
Ключевым направлением повышения квалификации работников системы среднего профессионального образования становится формирование нового набора компетенций педагогов. Для тех, кто приходит на работу в колледжи и техникумы с производства, акцент будет направлен на педагогические компетенции; для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет опыта работы на производстве, — на обучение профессиональным компетенциям.
рабочие.jpg
Новая стратегия учитывает опыт синхронизации региональных систем среднего профессионального образования и кадровых потребностей экономики субъектов России. Первый положительный опыт получен во время пилотного эксперимента с участием 10 регионов по устранению дефицита кадров для сферы малого и среднего бизнеса, а также во время реализации в 85 регионах проекта Агентства стратегических инициатив по внедрению регионального стандарта промышленного роста, цель которого — развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников системы к выходу на рынок труда. Кроме того, создан Партнерский совет для взаимодействия с работодателями, участниками которого стали представители таких крупнейших работодателей, как ЧТПЗ, «Норильский никель», Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация, Ростелеком и другие.
Одним из наиболее значимых направлений реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» является выполнение показателей по прохождению обучающимися профессиональных образовательных организаций аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена. В 2020 году доля организаций, осуществляющих свою деятельность по образовательным программам СПО, государственная итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена, составила 21,96%.
В целях создания условий для непрерывного профессионального образования граждан, соответствующего актуальным запросам работодателей и меняющемуся рынку труда, в регионах России при федеральной поддержке обеспечивается открытие центров опережающей профессиональной подготовки. Всего с начала реализации федерального проекта открыто 45 центров, их деятельностью охвачено более 300 тысяч человек. Согласно распределенным субсидиям из федерального бюджета на 2022-2023 годы, будет открыто еще 30 центров.

По итогам только двух лет предоставления грантовой поддержки (2019-2020 годы) в организациях среднего профессионального образования создано более 1500 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций. В соответствии с конкурсным отбором на 2021 год грантополучателями признаны 168 образовательных организаций из 70 субъектов России на общую сумму 4,35 млрд рублей. Запланировано к созданию 700 мастерских по 109 компетенциям.
В 2020 году в рамках мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы» 5000 преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза «Ворлдскиллс Россия», по 118 компетенциям, в том числе в сфере информационных технологий. Всего с 2016 года по таким программам прошли обучение 21 257 человек.

Вклад в формирование государственной политики
— Значимым участником формирования и реализации государственной политики в сфере профессионального образования уже более 23 лет является Союз директоров средних специальных учебных заведений России, объединяющий более 2,8 тысячи руководителей, представляющих все регионы страны.
В рамках деятельности Союза разрабатываются, координируются и транслируются инновационные механизмы и инструменты взаимодействия системы среднего профессионального образования и рынка труда с целью обеспечения прорывных направлений технологического развития экономики регионов, устранения кадрового дефицита и обеспечения соответствия компетенций выпускников текущим и перспективным требованиям работодателей.
Президиум Союза принимает активное участие в обновлении реестра перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, оценке квалификации и качества подготовки кадров, создании современной и безопасной цифровой образовательной среды, центров опережающей профессиональной подготовки, внедрении Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в субъектах РФ.
Члены президиума Союза работают в тесном взаимодействии с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, крупнейшими объединениями работодателей, профильными общественными организациями, отраслевыми и корпоративными ассоциациями образовательных организаций СПО, участвуют в общественном обсуждении и экспертной оценке нормативно-правовых документов, отстаивании интересов работников и студентов средней профессиональной школы, подготовке предложений и выработке решений по совершенствованию системы профессионального образования в профильных комитетах и комиссиях Государственной думы и Совета Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России и их региональных отделений.

Союз выступил активным проводником и участником реализации принятых президентом и Правительством РФ решений о модернизации средней профессиональной школы в рамках государственной образовательной политики. Наиболее значимые мероприятия в рамках национального проекта «Образование», приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», федерального проекта «Молодые профессионалы» и другие стали приоритетными в работе всех наших отделений.
Союз оказывает активное содействие в развитии инновационной инфраструктуры системы среднего профессионального образования: межрегиональных центров компетенций, центров опережающей профессиональной подготовки, специализированных центров компетенций по стандартам «Ворлдскиллс», создании 5000 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой и обеспечивающих доступ обучающихся к высокотехнологичной инфраструктуре.
Члены Союза оказывают постоянную поддержку и сопровождение талантливой молодежи в рамках развития олимпиадного движения, чемпионатов профессионального мастерства «Ворлдскиллс» и «Абилимпикс». Важным направлением нашей деятельности является организация мероприятий, связанных с гражданско-патриотическим и нравственным воспитанием молодежи, развитием волонтерского движения. Члены Союза участвуют в процедурах отбора кандидатов из числа студентов СПО для назначения стипендий Правительства РФ.

В тесном сотрудничестве с Национальным агентством развития квалификаций и экспертным сообществом члены Союза обобщают практику внедрения профессиональных стандартов, развития механизмов независимой оценки квалификаций, стратегию развития национальной системы квалификаций, пути повышения престижа рабочих профессий и актуализации их перечня с учетом востребованности на рынке труда.
За годы функционирования Союза проведено 9 съездов директоров профессиональных образовательных организаций, свыше 50 всероссийских и международных конференций и совещаний, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Уфе, Новосибирске, Чебоксарах, Туле, Смоленске и многих других городах.
Союз является инициатором и основным исполнителем проведения конкурса «Лидер СПО России», направленного на повышение профессионального мастерства и престижа директорского корпуса профессиональных образовательных организаций, принимает активное участие во Всероссийском конкурсе «100 лучших ссузов России» и других конкурсах, организованных на федеральном и региональном уровнях.
Благодаря подобной разноплановой деятельности и непосредственной включенности членов Союза директоров в работу по выстраиванию новой системы подготовки кадров удается формировать портфели лучших практик развития профессиональных образовательных организаций в отдельности и региональных систем среднего профессионального образования. Лучшие практики социального диалога, обобщающие механизмы дуального и целевого обучения, участия бизнеса в формировании содержания подготовки кадров и независимой оценке квалификаций, развития государственно-частного партнерства постоянно транслируются в системе профессионального образования посредством конференций и форумов, съездов и расширенных заседаний президиума Союза.
Именно поэтому ключевой задачей членов Союза на сегодняшний день является создание технологических платформ и новых методических площадок для оказания содействия системе в реализации обозначенным Министерством просвещения РФ приоритетных направлений. Также необходимо обеспечить прочные связи учебных заведений с крупными промышленными и отраслевыми работодателями. И именно дискуссионные площадки, создаваемые по инициативе и с участием членов организации, позволяют достигать максимальных результатов эффективности.

Сегодня Союз директоров средних специальных учебных заведений России обновляется вместе с системой. В состав организации приходят новые члены, расширяются направления работы. Вокруг Союза формируется пул высокопрофессиональных экспертов. Весь этот потенциал, как и прежде, будет использован для обеспечения эффективности выполнения не только уставных целей организации, но и для повышения результативности деятельности современной системы среднего профессионального образования России. 
Авторы: Юлия Серебрякова