Развитие в турборежиме

Триллионы рублей, освоенные в рамках нацпроектов за 15 лет, преобразили страну

08.11.2021
В этом году исполнилось 15 лет с момента, когда в России началась реализация приоритетных национальных проектов. За это время в стране построены тысячи социально важных объектов — это детские сады, школы, больницы, поликлиники, спортивные комплексы. Стоимость крупнейших из них перевалила за миллиард, а их возведение стало настоящим событием для тех регионов, где они появились.

Общеэкономическая ситуация в России в середине 2000-х годов складывалась довольно благоприятно: хорошие цены на углеводороды, продуманная налоговая политика, резко выросшее внутреннее потребление и возрождающаяся после краха 90-х промышленность наполняли бюджет. Стало очевидно, что социальная инфраструктура, доставшаяся по большей части в наследство еще с советских времен, нуждается в кардинальном обновлении, а кое-где и в строительстве с нуля. При этом перед страной была поставлена масштабная задача — слезть с углеводородной иглы, диверсифицировать экономику, а никакого другого рецепта для этого, кроме масштабного инфраструктурного строительства, человечество за время своего существования не придумало. Вместе с тем задачи по развитию страны требовали более бережного подхода к главному ресурсу — людям, качество и продолжительность жизни которых должны были также серьезно вырасти. Важно, что нацпроекты стали прорывным явлением в части бюджетных трансфертов от столиц в регионы, одним из ключевых драйверов развития провинции. Сегодня нет ни одного субъекта, в котором не строилось бы крупных школ и больниц, мостов и дорог, спортивных и культурных центров, объектов благоустройства. Регионы, активно включившиеся в реализацию нацпроектов, получили многомиллиардные инвестиции в развитие инфраструктуры, социальной, культурной сфер. В частности, возглавляющая топы регионов по объему получаемых средств Республика Татарстан только в этом году в рамках федерального финансирования нацпроектов получит из госбюджета почти 31 млрд рублей.

Национальный размах. Стратегические программы и концепции развития в России начали разрабатывать еще в начале 2000-х, федеральные целевые программы, например, принимали в 2002 году. Однако главному вдохновителю преобразований этого времени — президенту РФ Владимиру Путину — требовался иной масштаб. В 2005 году он объявил о начале реализации приоритетных национальных проектов, целью которых стала концентрация денежных, административных и людских ресурсов для повышения качества жизни граждан.
1 января 2006 года в нашей стране началась реализация четырех нацпроектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса». В итоге первая пятилетка нацпроектов прошла довольно удачно и все ключевые целевые показатели были достигнуты и даже перевыполнены, что сподвигло правительство на их продление. В 2012 году в день своего очередного вступления в должность президента Владимир Путин озвучил так называемые майские указы, которые в целом обозначили основные стратегические направления развития страны до 2018-2020 гг. В частности, в документе был обозначен рост в 1,5 раза реальной заработной платы и производительности труда, создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, улучшение позиций в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса, перевооружение армии, рост продолжительности жизни, увеличение инвестиций, рост производства продукции в высокотехнологичных и наукоемких отраслях и т.д. В начале 2014 года Министерство финансов РФ подсчитало, что исполнение указов обойдется более чем в 2 трлн рублей. С 2019 года началась новая пятилетка нацпроектов, всего их 12: «Демография», «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт». На их реализацию из бюджета будет выделена, согласно предварительной информации, беспрецедентная сумма в 25,7 трлн рублей. Бюджет нацпроектов условно делится на три основных направления. На проекты в рамках программы «Человеческий капитал» ассигновано 5,7 трлн рублей, на программу «Комфортная среда для жизни» пойдет 9,9 трлн, а на «Экономический рост» израсходуют 10,1 трлн рублей. Три наиболее дорогостоящих национальных проекта — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (6,3 трлн рублей), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (4,7 трлн рублей) и «Экология» (4 трлн рублей). Меньше всего потратят на развитие малого предпринимательства (481,5 млрд рублей), культуру (113,5 млрд рублей) и на поддержку занятости (52,1 млрд рублей). Программа нацпроектов выстроена по принципу матрешки: в составе каждого из 13 нацпроектов есть ряд федеральных и еще более мелких региональных проектов (более 60% мероприятий по нацпроектам находятся в зоне ответственности субъектов Федерации). Впрочем, с учетом меняющейся конъюнктуры мировой экономики и роста бюджетных доходов бюджеты нацпроектов также изменяются. В частности, в сторону увеличения изменяются расходы на нацпроекты социальной направленности, такие как «Демография» и «Образование». Преимущественно в связи с непрекращающейся пандемией COVID-19 постоянно наращивается бюджет нацпроекта «Здравоохранение», а, например, нарастающее желание людей жить в более чистых городах и назревшая проблема мусора в больших агломерациях приводят к росту бюджета нацпроекта «Экология». Именно статьи здравоохранения, экологии, образования и демографии стали самыми быстрорастущими в 2020 году (соответственно, +97%, +67%, +47%, +44% от первоначально заложенных в смету средств).

20 крупнейших социальных проектов, построенных в рамках реализации нацпроектов

Объект

Нацпроект

Ввод в эксплуатацию

Регион

Общая стоимость (млн рублей)

1

Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Челябинске

«Здоровье»

2010

Челябинская область

4200

2

Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Хабаровске

«Здоровье»

2010

Хабаровский край

3510

3

Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Перми

«Здоровье»

2012

Пермский край

3500

4

Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Красноярске

«Здоровье»

2010

Красноярский край

3400

5

Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Барнауле

«Здоровье»

2012

Алтайский край

3070

6

Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Смоленске

«Здоровье»

2012

Смоленская область

2730

7

Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Калининграде

«Здоровье»

2012

Калининградская область

2700

9

Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Чебоксары

«Здоровье»

2009

Чувашская Республика

2577

10

Строительство Федерального центра нейрохирургии в г. Новосибирске

«Здоровье»

2012

Новосибирская область

2500

11

Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Краснодаре

«Здоровье»

2008

Краснодарский край

2250

12

Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Пензе

«Здоровье»

2008

Пензенская область

2200

13

Строительство Федерального центра нейрохирургии в г. Тюмени

«Здоровье»

2011

Тюменская область

2125

14

Достройка и оборудование онкологического диспансера в г. Костроме

«Здравоохранение»

2021

Костромская область

2070

15

Строительство лицея на 1220 мест в Пестречинском районе

«Образование»

2020

Республика Татарстан

1223

16

Строительство Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии в г. Москве

«Здоровье»

2011

Москва

1100

17

Строительство школы на 1340 мест в г. Ростове-на-Дону

«Образование»

2019

Ростовская область

1045

18

Строительство общеобразовательной школы на 1100 мест в Динском районе

«Образование»

2019

Краснодарский край

1030

19

Строительство общеобразовательной школы на 1100 мест в пос. Краснообск

«Жилье и городская среда»

2021

Новосибирская область

986

20

Строительство лицея на 800 мест в г. Чистополе

«Образование»

2020

Республика Татарстан

720

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие объекты, которые построены и сданы в рамках реализации приоритетных нацпроектов. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена региональными органами исполнительной власти, а также взята с портала госзакупок, официальных сайтов правительств субъектов, проектных документов соответствующих объектов. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

Эпоха больших строек. Приоритетные национальные проекты, без всякого преувеличения, стали важным явлением в жизни России, отмечал в одной из своих статей один из главных их вдохновителей и кураторов экс-премьер Дмитрий Медведев. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества. «Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и в конечном счете политической сферах развития страны. Эти результаты являются никак не менее важными, чем достижение плановых отметок по всем приоритетам», — отмечал Дмитрий Медведев.

А один из лучших финансистов страны, глава банка ВТБ Андрей Костин сравнивал нацпроекты по своему экономическому и социальному эффекту с методами, которые обеспечили выход США из Великой депрессии 1930-х годов. Ведь главная цель нацпроектов — это комплексное развитие страны, а не отдельные результаты. «Мне нужно не «ура», мне нужно, чтобы страна развивалась поступательно, уверенно, ритмично и широким фронтом», — говорил Владимир Путин в интервью ТАСС в 2020 году.
Нацпроекты имеют и вполне осязаемый промежуточный итог — это тысячи важнейших объектов социальной и экономической инфраструктуры, построенные за 15 лет и находящиеся в стадии реализации прямо сейчас. Очевидно, что сметная стоимость строительства в 2006-м и 2021 году может отличаться в разы, однако из уже построенных и работающих объектов по стоимости выделяются объекты здравоохранения. Первые четыре позиции в рейтинге самых дорогих объектов, построенных в рамках нацпроектов, — это центры сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске, Хабаровске, Перми и Красноярске. Это крайне дорогие объекты, однако их эффективность не подлежит сомнению. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин говорил, что создание сети таких центров позволило снизить число смертей от инфарктов и инсультов втрое. Также значительное число позиций в топе занимают центры травматологии, ортопедии, эндопротезирования и нейрохирургии. Основная цель строительства таких центров — обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей регионов России. До старта нацпроектов крупные центры высоких медицинских технологий были сосредоточены в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, теперь же, после строительства целой сети подобных объектов, пациенты могут получить всю необходимую медпомощь, не выезжая за пределы региона или федерального округа.

Cамый дорогой медицинский объект, построенный в рамках нацпроектов, — Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске — был спроектирован немецкими специалистами и оснащен современным медоборудованием лучших мировых брендов, позволяющим осуществлять диагностику и лечение пациентов в соответствии с международными стандартами. Центр построен по модульной технологии и состоит из 327 модульных блоков — это полностью готовые комнаты, включая операционные, перевязочные, процедурные, палаты для пациентов и кабинеты персонала с уже встроенными системами жизнеобеспечения, мебелью и подготовкой к монтажу медицинского оборудования. Целая логистическая операция была разработана для доставки этих модулей из Германии, где они преимущественно и производились, — сначала Балтийским морем (через Санкт-Петербург), далее по системе рек до Перми, а затем крупногабаритными автомобильными трейлерами уже до Челябинска. Нашлось в числе крупнейших социальных объектов место и мегашколам, которые строились не только в городах-миллионниках, но и в небольших поселках.
Стоит отметить, что уже через 2-3 года топ-20 крупнейших объектов по стоимости может полностью обновиться, к примеру, сметная стоимость строящейся мегашколы в Нижегородской области («Школа 800» на 4,5 тыс. учебных мест) превышает 6,2 млрд рублей. И это далеко не самый дорогой проект в рамках реализуемых ныне приоритетных нацпроектов.

 20 регионов по объему средств, полученных в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

Регион

Получатель

Объем средств полученных в рамках нацпроекта (рубли)

1

Республика Татарстан

Министерство финансов Республики Татарстан

6 405 720 735

2

Белгородская область

Департамент строительства и транспорта Белгородской области, департамент ЖКХ Белгородской области

5 865 936 989

3

Свердловская область

Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области

5 692 427 200

4

Московская область

Министерство благоустройства Московской области

5 084 245 200

5

Иркутская область

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

4 425 520 972

6

Краснодарский край

Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края, департамент строительства Краснодарского края

4 115 663 200

7

Чеченская Республика

Министерство строительcтва и ЖКХ Чеченской Республики

4 060 421 500

8

Новосибирская область

Министерство строительства Новосибирской области, министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области

3 237 476 562

9

Карачаево-Черкесская Республика

Министерство строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики

3 158 861 800

10

Самарская область

Министерство строительства Самарской области, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области

3 110 649 600

11

Воронежская область

Департамент строительной политики Воронежской области, департамент ЖКХ и энергетики Воронежской области

3 036 460 300

12

Ленинградская область

Комитет по строительству Ленинградской области, комитет по ЖКХ Ленинградской области

2 956 072 800

13

Ярославская область

Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент строительства Ярославской области

2 781 150 245

14

Республика Башкортостан

Министерство ЖКХ Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству

2 292 425 300

15

Ставропольский край

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края

2 147 050 160

16

Ростовская область

Министерство ЖКХ Ростовской области, министерство транспорта Ростовской области

2 031 712 677

17

Республика Дагестан

Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан

2 013 288 100

18

Пензенская область

Управление ЖКХ и гражданской защиты населения Пензенской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области

1 941 868 240

19

Калужская область

Министерство строительства и ЖКХ Калужской области

1 738 271 638

20

Челябинская область

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области

1 717 844 600

20 регионов по объему средств, полученных в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Регион

Получатель

Объем средств полученных в рамках нацпроекта (рубли)

1

Республика Татарстан

Министерство финансов Республики Татарстан

7 994 000 465

2

Свердловская область

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области

6 756 000 000

3

Самарская область

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области

6 651 323 599

4

Краснодарский край

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края

5 649 927 491

5

Амурская область

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области

5 590 000 450

6

Новосибирская область

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области

4 930 153 225

7

Ростовская область

Министерство транспорта Ростовской области

4 817 130 972

8

Челябинская область

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

4 682 530 000

9

Калужская область

Министерство дорожного хозяйства Калужской области

4 554 449 569

10

Белгородская область

Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области

4 540 000 000

11

Республика Башкортостан

Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству

4 307 541 821

12

Нижегородская область

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

3 996 600 000

13

Иркутская область

Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области

3 745 894 660

14

Пермский край

Министерство транспорта Пермского края

3 624 860 200

15

Саратовская область

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области

3 508 000 000

16

Красноярский край

Министерство транспорта Красноярского края

3 501 525 420

17

Кемеровская область

Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса

3 441 867 445

18

Алтайский край

Министерство транспорта Алтайского края

3 264 000 000

19

Волгоградская область

Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области

3 256 156 518

20

Тюменская область

Главное управление строительства Тюменской области

3 220 000 000

Как мы считали. В рейтинг вошли регионы России, получившие наибольший объем федеральных средств в рамках контрактов и субсидий по нацпроектам «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основание для ранжирования — общая сумма по соответствующему нацпроекту в рублях с момента начала реализации (с 2018 года) по 1-е полугодие 2021 года. Информация для составления рейтинга была предоставлена правительствами регионов, а также взята из системы «Госрасходы». Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Авторы: Сергей Семенов