Михаил Мясникович: «ЕАЭС имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства»

Михаил Мясникович: «ЕАЭС имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства»

Евразийский экономический союз благополучно пережил пандемию и продолжает динамично развиваться. Сегодня ЕАЭС — это не только пять государств-членов и три государства-наблюдателя, но и десятки государств-партнеров на разных континентах, которые считают его мощным интеграционным объединением с отличными перспективами. Подробнее об этом — в эксклюзивном интервью председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича международному холдингу «ЕвроМедиа».

Михаил Владимирович, по вашей оценке, насколько экономика ЕАЭС оказалась стрессоустойчивой к пандемии? Какие решения, принятые при участии ЕЭК, помогли минимизировать потери, вызванные ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции?
Предпринятый Евразийской экономической комиссией в пандемию и постпандемийный период комплекс мер позволил с уверенностью преодолеть кризис, а также заложить прочную основу для дальнейшего развития интеграции, что свидетельствует об эффективной деятельности ЕЭК, которая отметит свой десятилетний юбилей в следующем году. Нам пришлось решать задачи, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Оперативно вырабатывались и принимались решения об эффективном управлении ресурсами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, объединялись усилия специалистов государств-членов в области санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечивался импорт критически важных товаров. Был установлен зеленый коридор для импорта критически важных товаров, в отношении отдельных готовых лекарств, товаров медицинского назначения, сельхозтоваров и продовольствия, оперативно обнулены таможенные пошлины. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, комиссии удалось сохранить темп и даже задать динамику для последующего развития интеграционных процессов за счет сосредоточения внимания на стратегических задачах. В результате этой работы осуществлен запуск первой Межгоспрограммы ЕАЭС (сотрудничество в космической сфере), вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении, утверждена Фармакопея Союза, приняты основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года, запущена карта индустриализации, содержащая более 180 проектов суммарной стоимостью 300 млрд долларов, а также карта агроиндустрии с порядка 70 проектов на сумму около 7 млрд долларов. В целом можно с уверенностью сказать, что ЕАЭС, преодолев кризис пандемии, продемонстрировал свою состоятельность, подтверждением чему служат позитивные показатели восстановления экономик стран Союза.

Как вы оцениваете темпы роста экономики ЕАЭС? В каких отраслях наблюдается динамика, а в каких отраслях результаты, возможно, скромнее, чем хотелось бы?
Слаженная и оперативная работа ЕЭК вкупе с действиями и мерами национальных экономик стран ЕАЭС позволила достичь положительной динамики роста экономик Союза. В результате в январе — июне 2021 года ВВП ЕАЭС увеличился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 891,2 млрд долларов. В частности, по итогам первого полугодия прирост ВВП в Армении составил 5,8%, в России — 4,8%, в Беларуси — 3,5%, в Казахстане — 2,4%. В Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года с ожидаемым ростом ВВП на 3,8%.
Улучшается положение дел в социальной сфере. В январе — августе 2021 года по сравнению с соответствующим периодом 2020 года реальная зарплата увеличилась в Казахстане на 10,8%, в Беларуси — на 5,2%, в России — на 3,2%. Высокими темпами идет восстановление внешних рынков Союза и взаимной торговли. В январе — августе 2021 г. взаимная торговля выросла на 31,3% (45 млрд долларов, доля от общей торговли — 14,6%), внешняя торговля со странами вне ЕАЭС увеличилась на 38,5% и составила 522 млрд долларов.

Однако мы считаем, что этого недостаточно. Объем внешней торговли ЕАЭС составляет пока еще около 2% от мировой. В связи с этим комиссия видит необходимость в создании условий для более активного совместного выхода евразийского бизнеса на зарубежные рынки. Большую роль в развитии экономики Союза должны сыграть масштабные проекты, в основе которых лежит коммерческий интерес. ЕЭК предлагает проработать новые инструменты мотивации для создания совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Это участие комиссии в финансировании кооперационных проектов Евразийским банком развития, использование ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития, а также механизма межгосударственных программ и проектов.

В целом положительная динамика отмечается по ряду направлений интеграционной деятельности. В качестве примера следует привести динамичный рост индустриального ядра ЕАЭС, где показатели промышленного производства за 8 месяцев 2021 года увеличились на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что составляет 853,9 млрд долларов: в Беларуси — на 8,6%, в России — на 4,5%, в Казахстане — на 2,4%, в Армении — на 1%.
И по данному интеграционному треку ЕЭК имеет четкую программу на ближайшие годы. Нами разработан и принят новый стратегический документ в промышленности на очередной среднесрочный период до 2025 года — Основные направления промышленного сотрудничества, в котором предусмотрен ряд новых механизмов и инструментов, в реализации которых назрела потребность. Это формирование евразийских центров компетенций по актуальным направлениям технологического развития, мероприятия по снижению доли незаконного оборота промышленных товаров на рынке ЕАЭС, формирование системы технологического прогнозирования. Большинство положений документа синхронизировано с содержанием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Одной из ключевых задач Основных направлений является развитие промышленной кооперации в ЕАЭС. Действенным механизмом выступает создание сети кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, где мы обеспечиваем условия для скорейшей цифровой трансформации промышленности Союза, что позволит наладить более тесное кооперационное сотрудничество между предприятиями.

В металлургии мы провели анализ текущей ситуации на общем рынке отходов и лома черных и цветных металлов ЕАЭС. По итогам сформированы балансы заготовки и потребления лома черных металлов. Сейчас ЕЭК разрабатывает План мероприятий по развитию отрасли обращения с отходами и ломом металлов. Документ содержит предложения о снятии ограничений для металлургических предприятий, введении государствами-членами Союза временных ограничений на экспорт отходов и лома черных и цветных металлов, меры для увеличения объемов заготовки отходов и лома черных и цветных металлов.

В сельхозмашиностроении при поддержке ЕЭК подписан меморандум между ведущими предприятиями отрасли России и Беларуси (Петербургский тракторный завод, Минский тракторный завод и ОАО «Гомсельмаш»). Это практический результат проводимой комиссией работы по реализации кооперационных проектов в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства. Ожидается, что такое сотрудничество позволит минимизировать себестоимость новых и проектируемых изделий, расширить инвестиционный потенциал и получить доступ к новейшим технологиям, что приведет к повышению уровня конкурентоспособности машиностроительной продукции стран ЕАЭС.

ЕЭК и государства Союза продолжают работу по расширению сотрудничества в области авиастроения и учреждению в ЕАЭС комиссии по импортозамещению высокотехнологичной продукции, включая авиастроение. Потенциал у предприятий Союза в сфере авиастроения очень большой, его необходимо реализовать в полной мере. Уверен, у авиапрома ЕАЭС есть технологические и кадровые возможности для дальнейшего роста, укрепления позиций на внутреннем и мировом рынках. И поэтому на площадке комиссии планируется подготовка Плана мероприятий по углублению кооперационного сотрудничества в авиастроении, в том числе с учетом решения задач импортозамещения зарубежной продукции. В частности, предприятия стран Союза предложили основной упор сделать на производство магистральных гражданских самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, самолетов для малой авиации.

С точки зрения поддержки промышленных предприятий, ЕЭК проработала возможности для льготного финансирования проектов. Это изменение формата работы Евразийского банка развития, финансирование через Евразийский фонд стабилизации и развития либо за счет бюджета Евразийской экономической комиссии (субсидирование процентной ставки Евразийскому банку развития). В сентябре 2021 года Совет ЕЭК поручил странам ЕАЭС совместно с ЕАБР подготовить реальные инструменты для льготного финансирования кооперации в Союзе.
Один из важнейших приоритетов ЕАЭС — формирование общих рынков Союза: энергетического, агропромышленного, фармацевтического, трудового… На какой стадии они находятся сегодня? Какие общие рынки можно смело назвать уже состоявшимися, а какие, возможно, пробуксовывают и нуждаются в стимулировании?
В рамках ЕАЭС функционирует общий рынок товаров с единой таможенной территорией и общим Таможенным кодексом. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в 6 раз, а регистрации таможенной декларации — в 2 раза.
Почти 10 лет существует общий рынок труда — граждане наших пяти государств могут беспрепятственно работать на территориях друг друга и пользуются всеми теми правами, что и граждане страны, где они пребывают. Более того, в целях дальнейшего развития общего рынка труда ЕЭК провела работу по подготовке и утверждению Соглашения о пенсионном обеспечении, которое вступило в силу 1 января 2021 года. Соглашением предоставляются равные права в части формирования пенсионных прав, реализации права на назначение и выплату пенсии.

Комиссией принято более 70 документов, благодаря которым созданы необходимые основы системы регулирования общего рынка лекарственных средств ЕАЭС по всем стадиям их жизненного цикла: производство, регистрация, государственный контроль (фармаконадзор), мониторинг безопасности и эффективности применения.
Работа по запуску других общих рынков (финансового, транспортных услуг, энергоресурсов) активно проводится ЕЭК по плану в рамках Стратегии-2025. Уже утверждены Концепция и Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Такой же пакет документов принят по общему рынку газа. Следующим важным этапом станет принятие международных договоров о формировании в Союзе общих рынков газа, а также нефти и нефтепродуктов.

Еще один важный приоритет — цифровая повестка ЕАЭС. Как она реализуется? Каковы первые успехи? Есть ли сложности и как они преодолеваются?
Современную экономику сложно представить без цифровой составляющей — трансформация затрагивает все сферы жизни человека, все виды экономической деятельности. Цифровая повестка — один из глобальных драйверов развития, и каждая из стран-членов ЕАЭС имеет собственные стратегические планы в этой сфере, учитывающие особенности и потребности национальных экономик. Но одновременно цифровизация обладает огромным потенциалом для получения синергетического эффекта, построенного на реализации трансграничных процессов, объединении усилий госорганов, науки, бизнеса, инициатив граждан наших пяти стран. В итоге от наших общих успехов в этой сфере во многом будет зависеть конкурентоспособность общего рынка ЕАЭС на мировой арене.
Сегодня наша деятельность строится на стратегии, охватывающей период до 2025 года. За это время должны быть окончательно определены цифровые приоритеты Союза, полностью отлажены механизмы и инструменты реализации цифровой повестки ЕАЭС, сформированы центры компетенций и система проектного управления. Наша задача — мобилизовать передовые организации каждой страны-члена, учесть лучший национальный опыт для решения общих задач.
Стратегия предусматривает реализацию целого ряда практических проектов, касающихся важнейших сфер сотрудничества государств ЕАЭС. Один из них — унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля текущего года. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах стран Союза в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно. Уже зафиксировано более 100 тыс. обращений к системе, порядка 50 тыс. активных пользователей. «Работа без границ» открыла для граждан (соискателей) и работодателей ЕАЭС доступ к базам вакансий и резюме всех государств «пятерки», тем самым расширив возможности и среду для поиска работы и персонала.

Еще один проект — «Цифровое техническое регулирование», решение о реализации которого принято в июле 2021 года. Он нацелен на цифровую трансформацию системы технического регулирования, в том числе реинжиниринг и цифровизацию процессов в области техрегулирования для обеспечения взаимодействия всех участников рынка: изготовителей, экспортеров, импортеров, поставщиков, потребителей, органов, осуществляющих оценку соответствия, органов государственной власти стран Союза по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации и других. Это масштабный проект, по итогам которого будут оцифрованы более 10 тыс. документов.

Совместно с государствами-членами ЕАЭС ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза. Благодаря им представляется возможным удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов. Нам надо в полном объеме реализовать транзитный потенциал ЕАЭС.

Вместе со странами Союза комиссия создает благоприятные условия для развития промкооперации и запуска совместных проектов в реальном секторе. Одним из них является проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Проект реализуется в целях вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, стимулирования инновационных процессов путем трансфера технологий, а также создания возможности продвижения продукции хозяйствующих субъектов ЕАЭС с использованием международных цифровых экосистем государств Союза и третьих стран.
ЕАЭС — это не только пять государств-членов, но и три государства-наблюдателя. Выигрыш от сотрудничества с Союзом первых очевиден, а в чем выигрыш вторых? Насколько велика вероятность того, что в обозримой перспективе количество стран-наблюдателей увеличится?
Взаимодействие ЕАЭС с государствами-наблюдателями — стратегическая задача и важное направление международной деятельности Союза. В настоящее время при ЕАЭС состоят три такие страны: Молдова, Узбекистан и Куба, от которых при комиссии работают полномочные представители. Благодаря такому формату работы бизнес наших партнеров получил возможность прямого диалога по вопросам взаимного доступа товаров.
Подобный диалог дает конкретные результаты. С Узбекистаном торгово-экономические связи развиваются весьма динамично: с января по июль 2021 года товарооборот между ЕАЭС и РУ достиг 5780,1 млн долларов (экспорт ЕАЭС в РУ — 4132,4 млн, импорт в ЕАЭС — 1647,7 млн долларов), что на 15,7% больше, чем за тот же период 2020 года. Товарооборот с Молдовой за 7 месяцев 2021 года составил 1057,9 млн долларов (экспорт ЕАЭС в Молдову — 808,7 млн долларов, импорт в ЕАЭС — 249,2 млн долларов), что на 12,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В свою очередь товарооборот с Кубой за январь — июль 2021 года — 52,5 млн долларов (экспорт ЕАЭС на Кубу — 43 млн, а импорт в ЕАЭС — 9,4 млн долларов), что на 41,6% больше, чем за такой же период 2020 года.
Предоставление же статуса наблюдателя новым кандидатам и присоединение к Союзу других государств регулируются специальными процедурами. Соответственно, если поступят такие предложения, то они будут рассмотрены в установленном порядке.

У ЕАЭС — десятки экономических партнеров из других интеграционных объединений. С какими из них налажены наиболее тесные и плодотворные связи?
Действительно, у нас налажены связи со многими странами и интеграционными объединениями. Осуществляется сотрудничество с АСЕАН ШОС, СНГ и другими партнерами в регионе Большой Евразии. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, заключено временное соглашение с Ираном. Существенная переговорная работа проделана с Израилем, неплохие перспективы по Индонезии и Монголии. Для расширения возможностей Союза в Африке необходимо активизировать переговоры по ЗСТ с Египтом. Есть наработки по Индии, с которой мы надеемся скоро начать субстантивные переговоры о разнонаправленном экономическом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных векторов взаимодействия между ЕАЭС и Индией может стать потенциал транспортного коридора «Север — Юг», задействование которого позволит повысить транспортную связанность региона, значительно сократить логистические издержки, увеличить объемы грузоперевозок и обеспечить расширенный доступ к рынкам сбыта.

Также между ЕАЭС и КНР действует Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Китай для нас является важным партнером, на долю которого приходится более 20% во внешней торговле Союза. Товарооборот между ЕАЭС и КНР за первое полугодие 2021 года составил 73,5 млрд долларов, показав рост за год на 24,8%. В числе приоритетов комиссии значится и проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь».
Наряду с этим в рамках идеи Большого Евразийского партнерства 17 сентября нынешнего года между ЕЭК и ШОС, на долю которой приходится более 30% мирового ВВП и более 16% мировой торговли, подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает экономическое взаимодействие в таких сферах, как финансы, торговая и таможенная политика, упрощение торговых процедур, транспорт, цифровизация и информационно-коммуникационные технологии, санитарные, карантинные и фитосанитарные меры, энергетика, промышленное и агропромышленное сотрудничество.
В целом можно с уверенностью отметить, что ЕАЭС имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства, акцент на которое сделан в Стратегии-2025. Приоритеты и цели определены. Будем работать.
С каждым годом мир сталкивается со все большим количеством экономических и политических вызовов. По вашему мнению, как в таких условиях должен развиваться ЕАЭС? Какие приоритеты для Союза вы обозначили бы на ближайшие три, пять, десять лет?
В будущем мы видим ЕАЭС как конкурентоспособное, проактивное, устойчивое к воздействию негативной внутренней и внешней конъюнктуры, динамичное интеграционное объединение. Для обеспечения дальнейшего развития интеграционного потенциала и создания условий для формирования такого Союза в среднесрочной перспективе в рамках Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года определены конкретные инструменты достижения целевых ориентиров экономического сотрудничества. Среди новых направлений — экономические аспекты в сферах здравоохранения, спорта, туризма, образования и науки.
В современных экономических реалиях перспективным направлением представляется зеленая энергетика с развитием зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. В связи с этим ЕЭК совместно со странами ЕАЭС приступила к выработке единых подходов климатической повестки. В частности, Евразийский межправительственный совет принял решение сформировать рабочую группу высокого уровня, которая займется сближением позиций государств Союза по данному вопросу. Также комиссия проработает вопрос создания в ЕАЭС банка климатических данных и цифровых инициатив, в том числе касающихся учета углеродного следа. Это необходимо для стимулирования природоохранной деятельности в Союзе и повышения конкурентоспособности предприятий. Уверен, что зеленая энергетика откроет перед нашими странами новые перспективы развития во многих отраслях экономики и социальной сферы.

Особое значение ЕЭК придает продовольственной безопасности. Мы считаем целесообразным создать стабилизационный продовольственный фонд ЕАЭС с формированием необходимых запасов (резервов) различных видов сельхозпродукции для обеспечения внутреннего рынка Союза и товарных интервенций. Также актуальным представляется формирование научного сообщества ЕАЭС. Научно-техническое сотрудничество станет локомотивом экономического развития и повышения качества жизни граждан Союза. Перспективные научные разработки и проекты должны стать драйвером технического перевооружения наших экономик, повышения инновационной активности, базой для качественного перехода от торгового сотрудничества к инвестиционной деятельности.
Потенциал ЕАЭС не исчерпан. Нам необходимо активнее работать над новыми проектами, расширением среды и институтов Союза, формируя его как один из наиболее значимых центров развития современного мира.
Логотип Вестник Строительство