Ирек Файзуллин: «Мы должны разработать и реализовать  проекты, которые позволят жить комфортно даже в самых отдаленных селах и городах»

Ирек Файзуллин: «Мы должны разработать и реализовать проекты, которые позволят жить комфортно даже в самых отдаленных селах и городах»

Пандемия коронавируса обнажила целый ряд проблем во всех сферах экономики. И строительство здесь не исключение: обострился кадровый дефицит рабочих и ИТР, подскочили цены на стройматериалы. Однако при этом 2020 год стал успешным по показателям жилищного строительства, формирования комфортной городской среды. Принят ряд знаковых для отрасли решений, связанных с развитием рынка ИЖС, сокращением админбарьеров, цифровизацией. О приоритетных задачах развития стройкомплекса в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

Ирек Энварович, с момента вашего назначения на пост министра строительства и ЖКХ РФ прошло более полугода. Какие задачи для вас являются приоритетными? Какие вопросы, на ваш взгляд, предстоит решить в первую очередь и что является важным в долгосрочной перспективе?
Приоритетная задача у нас одна — делать жизнь людей комфортнее. А для этого нужно строить больше и быстрее, чтобы жилье было доступным для каждого. Перед нами стоит задача: к 2030 году на каждого человека в стране должно приходиться по 0,8 кв. метра жилья, то есть к этому времени надо построить и обновить 1 млрд «квадратов». Задача непростая, поэтому нужно наращивать темпы: за этот год планируем ввести 85,5 млн кв. метров, а в следующем году — порядка 90 млн кв. метров жилья. 

Чтобы строить много, надо строить технологично и быстро. Для этого нужно сокращать сроки строительно-инвестиционно цикла, сокращать административные барьеры и процедуры, которые ведут к затягиванию сроков. За последние полтора года мы сократили перечень обязательных требований почти наполовину. Здесь важно отметить, что сокращение обязательных требований не приведет к снижению безопасности. Это именно те нормы, которые эксперт, проектировщик и заказчик имеют возможность отрабатывать на стадии Главгосэкспертизы, региональных экспертиз или экспертиз негосударственных с целью ускорения и упрощения процедур. Ведем активную работу по созданию условий для применения современных технологий, в первую очередь технологий информационного моделирования (ТИМ) в стройке. Это важный момент: с ТИМ мы планируем повысить эффективность и прозрачность процессов. Задачу цифровизации отрасли поставил президент нашей страны. Необходимость ее внедрения понимают все профессионалы. С 2022 года применение технологий информационного моделирования для всех госстроек станет обязательной нормой. 

Но комфорт — это ведь не только про метры, их качество сильно зависит от работы ЖКХ. Тут много наболевших проблем, и износ сетей — одна из самых актуальных. Решать их нужно комплексно, искать технические, финансовые механизмы. Сейчас запускаем в работу первые пилоты инфраструктурного меню. Именно механизм инфраструктурного меню открывает дополнительные возможности для регионов за счет набора финансовых инструментов для строительства. 
В последнее время часто, в том числе на уровне руководства страны, отмечается необходимость создания механизмов для развития индивидуального жилищного строительства. Расскажите, пожалуйста, о разработанной Минстроем России программе развития ИЖС и возможных механизмах финансовой поддержки для повышения привлекательности данного сегмента для населения.
Рынок ИЖС активно развивается: о своем доме мечтают более половины россиян, которые живут в многоквартирных домах. В условиях пандемии многие изменили свое мнение об ИЖС. Объем рынка велик, а без развития индивидуального жилищного домостроения построить 1 млрд кв. метров жилья к 2030 году вряд ли возможно. 
По данным Росстата, в первом полугодии в эксплуатацию введено 20,2 млн кв. метров индивидуальных домов — рекорд за последнее десятилетие. Но потенциал у ИЖС гораздо больше. Если многоквартирные дома — это жилье с понятными параметрами, сложившейся системой оценки его стоимости, то у ИЖС много «белых зон». Чтобы их устранить, разработана дорожная карта развития этого сектора жилищного строительства. 

План состоит их трех больших блоков. Сейчас работаем над законодательной базой, регулирующей комплексную застройку индивидуальными домами. Нужно стандартизировать подходы к проектам ИЖС, создав и утвердив типы домов и требования к их «начинке». Запустили архитектурный конкурс на создание типовых проектов, по его итогам будет сформирована библиотека проектов ИЖС. Покупатель, подрядчик, банки смогут воспользоваться готовыми решениями, оценить стоимость и ликвидность проекта. К концу сентября мы подведем итоги конкурса и анонсируем их в СМИ. На третьем этапе мы должны прийти к цифровизации процедур и сервисов индивидуального жилищного строительства.

К концу этого года будут приняты необходимые решения для распространения ипотечных программ на ИЖС, работаем и над эскроу. С Центральным банком прорабатываем эти вопросы. С Росреестром разрабатывается подход, который сделает простой и прозрачной оценку участков, а значит, этот актив будет пригоден для залога.
В одном из интервью вы отметили, что работа «в белую» для любых отраслей, в том числе для строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, — объективная необходимость. Каким образом эту необходимость претворить в жизнь на территории всей страны?
Прозрачность отрасли — понятие многофакторное. Например, внедрение информационных технологий позволит нам видеть весь жизненный цикл объекта — от проекта до эксплуатации со всеми его этапами: проектированием, стройкой, заменой оборудования и так далее. Но для начала нужно решить вопросы системы ценообразования. Нормы и зарплаты должны быть прозрачными, стоимость работ и сметные расценки понятными для всей отрасли. 

Мы многое уже сделали в этом направлении. Изменены индексы удорожания строительных ресурсов и базовой заработной платы рабочих I-IV разрядов практически во всех регионах. Используется специальная информационная система ФГИС ЦС для формирования ценообразования и хранения данных. Производители строительных ресурсов обязаны размещать сметные цены на свою продукцию в системе и делать это каждый квартал, что позволяет максимально прозрачно рассчитывать стоимость стройматериалов. Параллельно занимаемся восстановлением кадрового потенциала в области ценообразования. Готовимся внедрить систему дополнительного образования на базе актуализированных профстандартов, системы оценки квалификации. 

Однако кадровый дефицит есть не только в ценообразовании, но и в других секторах отрасли. Какие мероприятия проводятся Минстроем для решения кадровой проблемы?
Для решения задач нацпроекта нужно достаточно оперативно подготовить более 5 млн специалистов разного уровня. Сегодня мы вместе с профессиональным сообществом формируем Единую научно-исследовательскую систему профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. В мае в МГСУ было подписано соглашение о создании Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура», который формируется, чтобы объединить ресурсы его участников для научного, технологического и кадрового обеспечения строительной отрасли. В консорциум вошли ведущие вузы страны, научно-исследовательские институты, объединения работодателей, и он станет частью единой образовательной системы. 

Проект Единой системы профессиональной подготовки — это новый подход к решению проблемы качества кадрового потенциала, он нацелен на повышение глобальной конкурентоспособности системы отраслевого образования, повышение престижа строительных профессий. 
Сейчас в регионах запускаются по-своему уникальные проекты по профессиональному развитию, которые могут быть масштабированы на всю страну. Недавно я был в Южно-Сахалинске, там уже работает Школа заказчика объектов капитального строительства, которая дает возможность получить реальные навыки проектного управления. В обучение входит посещение реальных стройплощадок и создание цифровой модели управления объектом на выходе. В том числе благодаря этому проекту за короткое время область смогла организовать цифровой мониторинг строительства на сотнях объектов.
Первого июня прошло первое заседание Детского общественного совета при Минстрое России. Ирек Энварович, как вы оцениваете инициативы, озвученные ребятами из Детского совета? Как считаете, будущее строительного комплекса в надежных руках?
Дети должны стать нашими вдохновителями, контролерами и соавторами. Мы строим и меняем города на будущее, то есть для них. Так почему не спросить их, как они видят это будущее?! В Детском общественном совете 28 ребят, самому младшему 7 лет, самому старшему — 14. 
В Совет был большой конкурс, в него вошли те мальчики и девочки, которые интересуются, как строится дом, как сделать так, чтобы территория была чистой и удобной, и успели проявить себя в родном субъекте. Например, один из участников, одиннадцатилетний мальчик из села в Республике Башкортостан, уже два года занимается благоустройством родного села, знает все проблемы и, главное, предлагает, как их решить. Юные строители озвучивают свои идеи по формированию комфортной среды в городах, сохранению памятников архитектуры, внедрению цифровых технологий в строительстве, проведению капитального ремонта многоквартирных домов и многое другое. Для нас они определили важную задачу: мы должны увидеть и услышать, что нужно даже в самых отдаленных селах, городах и регионах. Разработать и реализовать такие проекты, которые позволят ребятам не просто жить комфортно, но еще интересно, с возможностью приложить свой талант в своем городе. Это, согласитесь, в корне переворачивает представление каждого человека о своей миссии. А миссия строителя — созидательная. Ребята должны чувствовать, что они нужны своей стране, и видеть, как их предложения и идеи меняют жизнь вокруг. 
Логотип Вестник Строительство