Экодизайнер Ольга Глаголева: «Моя задача через одежду менять сознание и способы коммуникации между людьми»

Экодизайнер Ольга Глаголева: «Моя задача через одежду менять сознание и способы коммуникации между людьми»

Основатель первого российского экологического бренда создает вещи, которые формируют у потребителей ответственность за себя и среду своего обитания.

Восемь лет назад в России появилось экологическое движение GO. Его инициатором стала молодой московский дизайнер Ольга Глаголева. Она первой в нашей стране начала шить одежду из вторичных материалов: переработанного пластика, переработанного хлопка и ткани, полученной из молочных отходов. Сегодня вещи, которые создает Ольга, довольно популярны: их покупают люди разных возрастов и разного достатка. Свою миссию она видит в том, чтобы через коллекции влиять не только на оздоровление окружающей среды, но и на экологизацию способов общения друг с другом.

«Мне хочется, чтобы мода стремилась к идее ненасилия над всем живым»

— GO часто называют первой российской экомаркой одежды. Однако это не совсем так. Это куда более широкое понятие, нежели марка: это экологическое движение, которое реализуется в форме текстильных объектов. Оно создавалось около восьми лет назад, когда я, отучившись на дизайнера, поняла: с индустрией моды что-то не так, прежде всего потому, что она неэтично использует человеческие и природные ресурсы. Я столкнулась с изнаночной стороной индустрии моды и поняла, что буду делать все по-другому. В то время в мире набирала обороты новая этика, сторонницей которой я являлась. И я довольно быстро поняла, что быть этичным и экологичным — это синонимичные понятия. Мне захотелось, чтобы индустрия моды также стала стремиться к идее ненасилия над всем живым, способствовала формированию у потребителей ответственности за самих себя и окружающую среду, не питалась за счет ее исчерпаемых ресурсов. Пришло осознание, что мне нельзя стоять на месте, идти по уже накатанному пути. Необходимо искать новые способы взаимодействия с природой, на личном примере показывать, что мода вполне может быть экологичной. Поэтому я решила назвать свое движение GO. Это одновременно и мои инициалы, и английский глагол, обозначающий движение вперед.

экодизайн
экодизайн

«Производство органических тканей — это создание более качественного и долговечного ресурса с точки зрения потребления и с точки зрения экосистем»

— Перед собой я поставила задачу шить одежду из текстиля, производимого из органических и переработанных материалов. Так, движение GO первым в России стало использовать флис из переработанного пластика. Помню, мы сделали на фабрике в Китае минимально возможный заказ — всего 535 метров, однако из него в сотрудничестве с другими марками получилось сразу три коллекции.

В прошлом году GO сделало коллаборацию со всемирно известным брендом Valio, и для части той коллекции мы закупили ткань, произведенную из молочных отходов. На самом деле, технология производства таких тканей появилась давно — еще в 1937 году, но потом почему-то была незаслуженно забыта. Между тем, молочные отходы в большом количестве содержат животный белок козеин, который способен легко преобразовываться в нити. В итоге произведенная ткань на ощупь становится похожей на вискозу или натуральный шелк.

Часто в работе мы также используем вещи, которые уже были вещами. К примеру, в коллекции «Биоразнообразие» нашего апсайкл-ателье «То-на-то» люксовая одежда прошлых лет была преобразована в объекты манифеста защиты окружающей среды. При этом некоторые вещи мы даже не перешивали, поскольку они сохранили отличную форму, просто перестали быть модными и актуальными. Поэтому мы работали в основном с вышивкой, подключали мастеров четырех разных направлений: кутюрной, традиционной, наивной и художественной вышивки.

экодизайн
экодизайн

Для одной из наших первых коллекций, которая делалась совместно с фотографом Димой Пирожниковым, мы закупали хлопок, выращенный без пестицидов и инсектицидов, сертифицированный GOTS. Также в одной из работ я использовала органический лен с Оршанской фабрики в Беларуси — это самое близкое к России производство льна, которое имеет Европейский экологический сертификат OEKOtex.

Я считаю, что сегодня в нашей стране просто необходимо налаживать производство экологичных тканей. С точки зрения экономики это будут весьма прибыльные предприятия, которые смогут создавать огромное количество рабочих мест и эффективно работать в долгосрочной перспективе.

«Мы даем работу людям из незащищенных социальных групп»

— В движении GO мы считаем важным оказывать поддержку социальным группам, не вовлеченным в экономику. Поэтому к работе над каждой коллекцией стараемся подключать людей, которые по каким-то причинам не могут работать, полноценно участвовать в социальной системе. К примеру, для работы с вышивками в ателье «То-на-то» мы привлекли 5 воспитанниц психоневрологического интерната. Их способности концентрировать свое внимание на вышивке гораздо выше способностей среднего человека.
Также для компании Bosco мы разработали коллекцию дождевиков из переработанного пластика. Завод по переработке находится в одной из тюрем Новомосковска, в Тульской области.

Сейчас мы работаем над коллекцией свитеров, которые когда-то уже были свитерами. Хотим подключить около 150 мастериц со всей России. Это женщины из сел, малых и крупных городов нашей страны. Нам важно наладить связь, создать диалог. Мы хотим дать работу людям, которые, к сожалению, в своих регионах не имеют возможности достойно зарабатывать.

экодизайн
экодизайн

«Одежда, произведенная экологичным способом, — это проявленная эмпатия»

— Экологичная мода — это не только про производство одежды из переработанных материалов, это очень психологичное явление. Оно про глубокую, искреннюю коммуникацию с самим собой и другими людьми. Одежда — это то, что наиболее близко нашему телу. Через нее мы общаемся с миром, несем ему важное послание о самом себе. Через одежду мы коммуницируем с гораздо большим количеством людей, чем делаем это вербальным способом.

Одежда, произведенная экологичным способом, прежде всего говорит о гуманизации, максимальной этичности человека, его большой способности к эмпатии.

Наши коллекции, кстати, довольно быстро раскупают. Причем наши покупатели — люди разных возрастов и разного достатка. Это далеко не только представители поколения Z, несмотря на общепринятое суждение, что экологией интересуются одни подростки.

экодизайн
экодизайн
экодизайн
экодизайн

«Мои экоколлекции — это забота о психическом благополучии людей»

— В идеале я, конечно, создаю агендерные вещи. Их могут носить как мужчины, так и женщины любого роста и любого телосложения. Я обожаю шить то, что подходит всем. Такая одежда способствует снижению уровня тревожности в обществе, регулирует общий эмоциональный фон. По этому же принципу, кстати, создается школьная форма: чтобы дети не чувствовали себя ущемленными, если родители не имеют возможности купить им дорогую или остромодную одежду. К тому же в современной психологии появился новый термин — «экотревожность». Люди смотрят новости и читают статьи о глобальном потеплении, экологических катастрофах и впадают в депрессию или начинают страдать паническими атаками. Поэтому мои экоколлекции — это в какой-то степени забота о психическом благополучии людей.

Еще одно важное замечание. Недавно Москву посетил мой знакомый, француз. Он был сильно удивлен, что жители столицы предпочитают носить исключительно новую одежду, желательно из последних коллекций, что на людях почти нет каких-то винтажных вещей. Это очень верно: часто новая одежда не несет никакой информации даже о самом человеке, не говоря уже об истории его семьи, страны, рода. Мне кажется, это происходит потому, что в каждом из нас нет доверия к собственным ощущениям, интуиции. У нас часто нет важнейших психических опор, связи со своим естеством, с близкими. Одежда — это первая информация, которую мы сообщаем окружающим о самих себе. Логично, что и здесь мы ориентируемся не на собственные чувства, желания и взгляды, не на информацию о том, что любили и ценили наши предки, а на общественное мнение, странную идею, что подумают о нас другие, с нашей точки зрения, то, что принято называть усредненной нормой. Увы, это не моя норма. И мне очень хочется, чтобы мы все однажды обрели важную, но так недостающую каждому из нас целостность, которая непременно будет способствовать развитию более здоровых и зрелых форм общения друг с другом. Поэтому моя задача — не шить одежду, но через одежду менять сознание и способы коммуникации между людьми.

Инфографика
Инфографика

Фото: архив героя.

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Тимуровцы XXI века: о детях и молодых людях, вносящих лепту в преображение городов и деревень. Проект создан при поддержке АНО «ИРИ». Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.

Логотип Вестник Строительство