Реализация нацпроектов тормозится из-за 44-го закона о закупках

Так считают в Правительстве РФ и ждут от регионов предложений о необходимых поправках в этот документ
  

20.03.2020
Яндекс.Дзен Instagram
В конце прошлого года Отраслевой журнал «Вестник» по инициативе ТПП Ростовской области поднял тему необходимости внесения изменений в правила госзакупок в строительстве. Новый Кабинет министров счел эти предложения достойными для того, чтобы продолжить их обсуждение в бизнес-сообществе субъектов РФ. В конце февраля в регионы направлено поручение представить в Правительство России проекты нормативных актов, обеспечивающих оптимизацию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Тратить с умом
Как отметил на заседании Правительства РФ 20 февраля вице-премьер Михаил Мишустин, в отчете Счетной палаты об исполнении бюджета за прошлый год в качестве неизрасходованных значится около 1,1 трлн рублей, что недопустимо много. В этом году в бюджете заложено около 4,6 трлн рублей на государственные контракты. При этом на конец февраля потрачено примерно 10% от данной суммы, по национальным проектам это около 12,2%. «Напомню, что с прошлого года переходящий остаток только по нацпроектам составил 149 млрд рублей, и еще 362 млрд — это то, что перешло по контрактам по другим направлениям с прошлого года. Наша задача — своевременно обеспечить выполнение поручений президента по итогам послания и реализацию национальных проектов. Но с такой тенденцией это будет сделать непросто», — подчеркнул Михаил Мишустин.

По словам главы Правительства РФ, контракты на закупки и строительство объектов в рамках нацпроектов должны заключаться в начале года. До 1 января Правительство РФ приняло практически все нормативные акты, которые нужны для открытия бюджетных расходов. Минфин лимиты до получателей довел вовремя, но на практике контракты заключаются во второй половине года, а иногда и вообще в четвертом квартале. «Чего тогда удивляться, что у нас остатки неизрасходованных средств переходят на следующий год, а объекты, соответственно, не сдаются в срок», — заметил Михаил Мишустин.
И добавил, что одной из проблем, которая приводит к такой ситуации, коллеги из ведомств, регионов, бизнеса и экспертного сообщества называют 44-й закон о закупках. «Очень многие говорят, что это закон сложный и громоздкий, что система закупок — долгая и запутанная. В прошлом году Правительство РФ совместно с Госдумой очень многое сделали для того, чтобы его упростить, за что я хочу поблагодарить депутатов Госдумы. Многие отмечают, что сейчас соблюдение процедуры закупки, несмотря на все попытки этот закон изменить, фактически важнее достигнутого результата. А должно быть наоборот», — сказал вице-премьер.

Михаил Мишустин поручил министру финансов РФ Антону Силуанову разобраться и оперативно подготовить соответствующие поправки к закону, а также в другие нормативные акты, которые позволят организовать работу по нацпроектам и другим направлениям, связанным с 44-м Федеральным законом, четче и быстрее, чтобы эта процедура закупок была прозрачной и эффективной. Для этого необходимо провести работу с федеральными органами исполнительной власти и понять, что им мешает.

Обратная связь
Следствием данного поручения стало проведение в регионах мероприятий по обсуждению специалистами отрасли вопросов снижения административных барьеров на пути строительного бизнеса. Отраслевому журналу «Вестник» удалось побывать на одном из таких заседаний, которое 26 февраля прошло в ТПП Ростовской области. В мероприятии приняли участие представители министерства строительства, архитектуры и территориального развития региона, саморегулируемых и общественных организаций, строительных компаний и проектных институтов.
По мнению участников мероприятия, эффективность закупок сегодня находится на уровне «КПД паровоза». Такие выводы сделать несложно, опираясь на данные ТПП РО, которая провела минувшим летом анализ 64 закупок строительных и проектных работ, организованных органами государственной власти, на общую сумму 3 млрд рублей. Из них состоявшимися признаны всего 28% закупок. 50% закупок, где был всего один участник, признаны несостоявшимися, и 22% закупок не заинтересовалась ни одна компания. В результате возникающего из года в год профицита бюджета не появляются в должном количестве необходимые населению региона социально значимые объекты: детские сады, школы, больницы и т.д.
По данным Счетной палаты РФ, более 70% всех нарушений в сфере закупок осуществляются на стадии начальной максимальной цены контракта. Проблема заключается в том, что Россия единственная в мире пользуется базисно-индексным методом определения сметной стоимости. «Этот метод в свое время был признан международным сообществом как метод, придуманный коррупционерами для коррупционеров, и ни одна страна мира его не использует. Мы, тем не менее, применяем базисно-индексный метод, который позволяет совершенно произвольно относиться к ценам. Что, безусловно, создает определенные проблемы», — подчеркнул вице-президент ТПП РО Сергей Шнейдер.

Наиболее правильный способ, позволяющий точно обосновать начальную максимальную цену контракта при проведении государственных и муниципальных закупок, — ресурсный метод. Минстрой РФ на протяжении нескольких лет говорит о необходимости перехода на этот принятый за основу во всем мире способ расчета стоимости строительства. И в России уже несколько десятилетий проводится масштабная работа по применению ресурсного метода. Так, застройщики, работающие вне бюджетного сектора, абсолютно точно знают, сколько стоит один метр кирпичной кладки или остекления. В зависимости от этого и других затрат строители и определяют себестоимость возведения одного квадратного метра здания. Ресурсным методом как наиболее удобным пользуются сегодня и организации коммунального комплекса (например, водоканалы), и региональные службы по тарифам. А еще на современный способ расчета стоимости возведения объекта смогли перейти 14 регионов страны. Однако остается еще порядка 70 субъектов РФ, которые по-прежнему работают по базисно-индексному методу. Причиной является отсутствие обязательных для регионов нормативов, позволяющих пополнять базы цен на стройматериалы. В частности, в Ростовской области подают необходимую для формирования баз информацию всего порядка 15% строительных компаний.
«Конечно, переход от индексно-базисного к ресурсному методу — это серьезная перестройка. Но пока мы не отойдем от этих феодальных методов ведения расчетов в строительстве, мы не сможем грамотно формировать начальную цену контракта. А следствием этого будут все новые срывы государственных и муниципальных закупок», — заметил Сергей Шнейдер.

Отдельной критике подверглась сама система проведения закупок в строительной и проектной сферах в виде аукционов. Зачастую компании, которые выигрывают торги на проектирование и строительство бюджетных объектов, не имеют для выполнения этих видов работ ни штата квалифицированных специалистов, ни соответствующего опыта работы. В частности, главный инженер института «Ростовгражданпроект» Владимир Гейер рассказал, что основная масса проектных организаций, участвовавших в прошлом году в электронных торгах на планировку и межевание территорий в Ростове-на-Дону, в среднем снизила стоимость работ на 80%, а в некоторых случаях цена по сравнению с первоначальной упала на 90%. В результате часть организаций перенесла выполнение работ на 2020 год, некоторые контракты либо расторгнуты, либо находятся в стадии расторжения. «Работы по планировке и межеванию должны быть выполнены под конкретные территории, под объекты, которые планировалось строить для муниципальных нужд, — это социальные объекты. Так как исполнены данные работы не были, скорее всего, возникнут судебные прения. А значит, следующий шаг, связанный с проектированием и строительством объектов, становится невозможен. Как результат, объекты остановлены как минимум на два года», — сказал Владимир Гейер.

По мнению Сергея Шнейдера, следствием закупки строительных работ с аукциона стало отсутствие конкурентности: на рынок хлынуло огромное количество компаний, которые совершенно не имеют опыта в строительстве, и для них участие в аукционе, да еще и в электронном, является формальным. Часто в составе таких компаний с уставным капиталом в размере 10 тыс. рублей числится всего один сотрудник — учредитель. Следствием победы таких компаний в торгах становится большое количество обращений в арбитражные суды и УФАС. Это говорит как о непрофессионализме участников торгов, так и о несовершенстве законодательства.
Участники заседания оказались единодушными во мнении, что из постановления о проведении аукциона строительство необходимо исключить и вернуться к старому доброму методу проведения двухэтапного конкурса.
Еще одна проблема существующей системы госзакупок — нарушение принципа зеркальности обязательств, подразумевающего равномерное распределение прав, обязанностей и рисков между участниками ГЧП, чем и является по сути любой подрядный контракт. По факту же подрядчик вместе с обязанностями практически не получает прав. Чаще всего в рамках госзакупок строители работают без авансов, осуществляя работы исключительно за счет собственных оборотных средств (об этом говорят результаты анализа проведенных закупок, на который мы ссылались ранее). Кроме того, действует строгая система штрафов, защищающая, по мнению участников дискуссии, исключительно заказчиков. Профессиональное сообщество также решило эту проблему донести до федеральной власти, направив предложение Правительству РФ о внесении в действующие постановления поправок, равномерно распределяющих как обязанности, так и права обеих сторон: и подрядчика, и заказчика.

Преодолеть барьеры
Стоит отметить, что вопрос существующей системы госзакупок строительных работ стал не единственным острым моментом, который, по мнению экспертов рынка, мешает отрасли эффективно работать. Назывались и проблемы, связанные с совершенствованием вопросов застройки и реконструкции исторических центров городов; и вопросы необходимости снижения затрат на подключение по узловым объектам инфраструктуры путем софинансирования из федерального бюджета либо введения льготных ставок по кредитам организациям, осуществляющим строительство данных объектов. Одним из важнейших барьеров на пути строительного бизнеса названа системная проблема применения разных методик расчетов площади объекта разными участниками строительного процесса, из-за чего возникают погрешности в квадратуре, которые зачастую приводят к отказу ввода здания в эксплуатацию. И многие-многие другие. Но, безусловно, самым наболевшим и требующим скорейшего решения вопросом единогласно названа необходимость внесения кардинальных изменений в ФЗ N°44. Все участники заседания выразили надежду на то, что уже в скором времени государственные закупки, как и прежде, станут привлекательны для подрядчиков, благодаря чему заказчики, а в конечном счете население будут своевременно получать социально значимые объекты с гарантированно высоким качеством. 
Авторы: Елена Серегина