От капитального ремонта домов — к капремонту территорий

Такова одна из стратегических задач развития ЖКХ страны на ближайшие пятнадцать лет

22.11.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В настоящее время на федеральном уровне ведется разработка документа, который станет дорожной картой развития жилищно-коммунального хозяйства страны в перспективе до 2035 года. Своим видением эффективной работы ЖКХ поделились специалисты отрасли на стратегической сессии на тему «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства РФ». Мероприятие прошло в рамках ежегодного Всероссийского съезда региональных операторов капремонта МКД в городе Уфе при участии представителей федерального Минстроя, региональных отраслевых министерств, почти всех регоператоров страны и руководителей госжилинспекций. Традиционно информационным партнером мероприятия выступил Отраслевой журнал «Вестник».
  
Стоит отметить, что формат VI Всерос­сийского съезда региональных операторов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов значительно отличался от предыдущих подобных мероприятий — широким спектром поднятых на стратегических сессиях вопросов и обилием необычных форматов мероприятий. Пожалуй, самым запоминающимся и нестандартным стало внедрение формата бизнес-игры, на которой регоператоры делились своим видением системы капремонта в 2035 году. Также были проведены совещание руководителей органов государственного жилищного надзора субъектов РФ, совещание субъектов Приволжского федерального округа по вопросам реализации федеральных проектов по формированию комфортной городской среды, бизнес-ужин, посвященный инновациям в системе капитального ремонта.
Ключевой темой VI съезда стала Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года, организованная Минстроем России, Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) и Правительством Республики Башкортостан.
Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства РФ.jpg
Внимание — комплексному подходу
Открывая стратегическую сессию, глава Минстроя Владимир Якушев отметил: «Цели для нашей страны на ближайшие пять лет определены. Для реализации очень амбициозных и сложных задач времени остается все меньше. А задачи не упрощаются. Если не сказать, что усложняются. Проект «Жилье и городская среда» — это основное направление, которым занимается министерство. Мы понимаем, что этот комплексный проект охватывает все этапы жизненного цикла дома и прилегающего пространства». В числе приоритетных мероприятий нацпроекта министр назвал создание качественного жилья, комфортной городской среды, реализацию программы по сносу аварийного жилья.
«Обеспечение граждан качественным жильем — важная задача. Но не менее серьезное внимание должно уделяться эксплуатации домов. Жизнь дома — процесс длительный. И огромную роль здесь играет своевременное проведение текущего и капитального ремонта. Это служит залогом продолжительной и эффективной жизни домов», — отметил министр.

Действительно, программа капремонта, запущенная в 2014 году, стала неотъемлемым элементом повышения комфортности проживания в многоквартирных домах. Одна из задач нацпроекта — улучшение жилищных условий граждан (не менее 5 млн семей ежегодно) к 2024 году — может быть решена только при условии проведения качественных капремонтов. «Программа шла непросто, и само решение принималось непросто. И граждане восприняли ее неоднозначно. Сейчас это все уже позади. Все поняли, что программа нужна. Об эффективности программы и о доверии жителей к ней говорит уровень собираемости взносов граждан — порядка 95 %. Очень важно этими деньгами правильно распорядиться», — подчеркнул Владимир Якушев. При этом он напомнил о необходимости синхронизации графиков работ по капремонту с графиками мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду и работами по благоустройству. В качестве примера комплексного подхода была приведена Республика Башкортостан, где параллельно ведется капитальный ремонт, благоустройство дворов и программа ремонта подъездов. «Такой комплексный ремонт — это совершенно иной подход к изменению среды, в которой сегодня живут наши граждане. Не очень дорогая история. Но при таком подходе совершенно меняется и подъезд, и двор. При комплексном подходе мы получаем очень мощный синергетический эффект», — сказал министр.

Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров заметил, что в Башкирии в развитии ЖКХ руководствуются принципами комплексного характера. При этом реализуются не только федеральные программы, но и собственные, такие как программа ремонта подъездов, пример которой был взят с Московской области. Кроме того, принята локальная программа по освещению всех населенных пунктов РБ. Только в этом году на данные цели выделено 630 млн рублей. В результате проведенной работы, помимо улучшения эстетической составляющей районов, снизился процент преступности, что, безусловно, повышает безопасность и комфорт жителей. Кроме того, реализуется проект «Башкирский дворик» по формированию комфортной среды.
«Если говорить о нашей работе и работе Минстроя, стоит отметить, что мы несем цивилизационную миссию, мы преображаем мир вокруг нас. В рамках нацпроекта сегодня происходит переформатирование наших городов и сел. У нас есть шанс сделать наши населенные пункты удобными, красивыми и комфортными. И жители нам за это очень признательны», — заметил Радий Хабиров.
Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства РФ.jpg
Новации в системе капремонта
В системе капремонта МКД также наблюдается тенденция перехода к комплексности. Исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова заметила, что если на старте программы проводилось 1–2 вида работ, то сейчас на одном МКД в среднем достигается цифра в 2,8 вида работ. Кроме того, многие территории объединяют виды работ и проводят их одновременно, например по инженерным коммуникациям, крышам и фасадам. Наиболее популярными видами работ по-прежнему остаются инженерные внутридомовые системы — на них тратится 30 % денежных средств, 25 % идет на крыши, 19 % — на фасады, 20 % — на замену лифтового оборудования.
Говоря об основных направлениях стратегии, Анна Ивановна обратила внимание на необходимость усовершенствования модели финансирования региональных программ капремонта. «Мы анализировали положительные практики, собранные в субъектах, и пришли к выводу, что необходимо перейти к системе, в которой люди, получающие более качественный, комплексный капремонт, должны платить дополнительный взнос. Здесь мы не ведем речь о тотальном повышении минимального взноса. Мы считаем, что капремонт будет некий базовый за минимальный взнос и улучшенный с учетом дополнительного взноса», — отметила Анна Мамонова.

Кроме того, предложено отменить ограничение программы капремонта при формировании региональных программ 30-летним сроком. Уже очевидно, что долгосрочное планирование на 30-летнюю перспективу оказалось условным, в первую очередь из-за того, что техническое состояние домов на момент формирования регпрограмм было сформировано по формальному признаку. Данная программа, по мнению АРОКР, должна носить бессрочный характер: в ней будут ориентировочные сроки ремонта домов, а утверждение непосредственно плана реализации работ должно производиться в краткосрочной перспективе.
«Самой главной идеологией стратегии мы видим постепенный переход к капитальному ремонту территорий. Сейчас практика отдельных субъектов уже серьезно нацелена на эту задачу. Но чтобы осуществить комплексный подход на всей территории РФ, понадобится достаточное количество мер и длительный промежуток времени. Мы считаем, что капремонт отдельного конструктива здания — это хорошо, целиком МКД еще лучше, но мы должны обязательно смотреть на городское пространство, на то, хотят ли люди жить в этом микрорайоне. И чтобы они хотели там жить, должна быть обеспечена соответствующая инфраструктура», — подчеркнула Анна Мамонова.

Когда остатки не сладки
Хватает в системе капитального ремонта, как и в целом в системе ЖКХ, и проблем. По мнению генерального директора ГК — Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, одним из сложных вопросов является утверждение минимальных взносов на капремонт без учета методических рекомендаций и без учета общей потребности в средствах всех домов.
Кроме того, несмотря на высокую собираемость взносов (за 8 месяцев 2019 года собрано 128,5 млрд рублей), в некоторых регионах сохраняется тенденция роста накопленной задолженности. Совокупная накопленная задолженность по регионам сегодня подходит уже к 100 млрд рублей. А исковые заявления поданы всего на 10 % от этой суммы.
Еще одной проблемой является большой объем остатков денежных средств на счетах регоператоров. Так, на 1 июня совокупный остаток неиспользованных средств составил более 250 млрд рублей (рост по сравнению с началом года — на 16 %). «Граждане платят, а деньги лежат на счетах. Откуда такие остатки? Мы видим, что плохо планируются и организовываются мероприятия по капремонту. Проведение работ почти в 13 тыс. домов перенесено на 2019 год с предыдущих лет. Такие хвосты за некоторыми регионами тянутся с 2015 года», — подчеркнул Константин Цицин.
О проблемах в работе ЖКХ рассказал также заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. Самой главной проблемой, на его взгляд, является отсутствие системы технического учета жилищного фонда России — 2 года этот проект находится на рассмотрении в Госдуме, но пока так и не принят. Не менее важно ввести определение дома как объекта недвижимости. «Как только у нас появится дом как объект недвижимости, мы сможем понять процент износа, сколько нужно заплатить средств, если этот дом перешел в разряд аварийного. И тогда появится целевой показатель, к чему мы должны стремиться, — допустим, понижение износа многоквартирного фонда по стране на 5 %», — сказал Павел Качкаев.

Кроме того, учитывая, что в большинстве регионов страны 200 дней длится зима, и те ресурсы, которые уходят на отопление, — примерно 50 % от всех затрат на коммунальные услуги, целесообразно более высокими темпами проводить энергоэффективный ремонт. «У нас создана система господдержки энергоэффективного капитального ремонта. Срок окупаемости такого ремонта — порядка 6 лет. Это шикарный проект. Но таких домов с господдержкой мы сделали всего 129 штук. Еще 32 на выходе в декабре этого года. Это капля в море», — заметил Павел Качкаев.
По мнению директора одного из самых успешных регоператоров страны — НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» Владислава Крюкова, самая главная проблема на сегодняшний день заключается в дисбалансе региональных программ капремонта, несоответствие объемов финансирования и обязательств. «Мы понимаем, что когда устанавливался размер взноса, он был в первую очередь социально ориентирован. И всегда чувствовали, что размер взноса должен повышаться хотя бы на уровень инфляции. Однако во многих регионах размер взноса остается практически на том же уровне», — заметил Владислав Крюков. Эта проблема решается чаще всего с помощью финансирования из региональных и муниципальных бюджетов. Второй вариант решения вопроса — увеличение взноса. В 2018 году в Ростовской области размер взноса был поднят с 7,17 до 9,92 рубля. При этом социального недовольства граждан не возникло. «Самое главное условие повышения взноса — доверие граждан к системе капитального ремонта. А там, где есть доверие, можно объяснить необходимость повышения взноса», — считает руководитель фонда.