Владимир Путин: «Понимаю, насколько важно для человека, для каждой семьи иметь свой дом, свое жилье»

Строительная отрасль — одна из ключевых в экономике России, а жилищное строительство — важнейшее в социальной политике государства, поскольку затрагивает интересы десятков миллионов человек.

19.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
О том, какое внимание власть страны уделяет данной теме, можно судить по ряду факторов, включая публичные выступления президента. Наш журнал проанализировал послания Владимира Путина к Федеральному Собранию за последние шесть лет и пришел к выводу, что с каждым годом строительная проблематика занимает в выступлениях главы государства все больше места. Причем речь идет о комплексе организационных, законодательных, финансовых действий, призванных перезагрузить стройкомплекс, вывести его на новые высоты. Параллельно решаются задачи, направленные на то, чтобы сделать жилье комфортным, а его стоимость — доступной.

2014 год
— Огромный резерв для экономики лежит буквально на поверхности — достаточно посмотреть на стройки за государственный счет. На форуме Общероссийского народного фронта приводились примеры, когда деньги вкладываются в помпезные здания или когда стоимость однотипных объектов отличается в разы даже в соседних регионах.
Считаю, что необходимо поэтапно создать систему единого технического заказчика, централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков. Это позволит преодолеть сегодняшний разнобой в стоимости строек, даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство, как показывает опыт, от 10% до 20%. Такая практика должна быть распространена на все гражданские объекты, которые возводят за счет средств федерального бюджета.
Мы с председателем правительства дискутировали на эту тему. Есть здесь, конечно, и подводные камни. Их нужно обойти, предусмотреть, действовать аккуратно, создать пилотные проекты по нескольким регионам, посмотреть, что из этого получится. Но оставлять ситуацию так, как она есть сегодня, тоже нельзя.

2015 год
— Нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался в зоне риска. Это в первую очередь строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение. Для них правительство должно предложить специальные программы поддержки. Финансовые ресурсы для этого предусмотрены...
В промышленности и сельском хозяйстве, на транспорте и в жилищном строительстве сейчас реализуются или готовятся к запуску десятки крупных проектов. Они должны иметь положительный эффект не только для отдельных отраслей, но и давать стимул комплексному развитию целых территорий. Прежде всего это, конечно, частные проекты.
Чтобы они быстрее и эффективнее осуществлялись, необходимо вносить точечные изменения в законодательство, снимать административные барьеры, оказывать помощь с развитием инфраструктуры, с продвижением на внешние рынки. Часто эти вопросы выходят за рамки одного ведомства, поэтому предлагаю создать механизм сопровождения наиболее значимых проектов. Этим мог бы заняться специальный проектный офис. Прошу председателя правительства представить предложения по работе такой структуры.
Президент.jpg
2016 год
— Два года назад мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку, как говорят в народе, пренебречь своими фундаментальными национальными интересами... Сейчас спад в реальном секторе прекратился, наметился даже небольшой рост... Важную роль сыграли программы поддержки ряда отраслей промышленности, а также жилищного рынка.
В 2015 году введено в строй более 85 млн кв. метров жилья. Это рекордный показатель за всю историю страны. Очень важно, чтобы это было реализовано, разумеется, и нужно поднимать покупательные возможности людей. Имею в виду и программы поддержки ипотеки...
Мы серьезно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение, и прежде всего на местах. Базовые сервисы для бизнеса: разрешение на строительство, доступ к инфраструктуре и т.д., и т.п. — должны в полной мере соответствовать требованиям федерального законодательства и лучшим региональным практикам.

2018 год
— Понимаю, насколько важно для человека, для каждой семьи иметь свой дом, свое жилье. Для нашей страны это проблема проблем. Она тянется из десятилетия в десятилетие. Сколько раз ее обещали и пытались, искренне пытались решить. А мы можем и должны это сделать.
В 2017 году 3 млн семей в России улучшили свои жилищные условия. Теперь нам необходимо стабильно выйти на уровень не менее 5 млн семей в год. Вижу три ключевых фактора повышения доступности жилья: рост доходов граждан, снижение ставок ипотечного кредитования и, конечно, увеличение предложения на жилищном рынке...
В 2001 году по всей России было выдано, как вы думаете, сколько ипотечных кредитов? Четыре тысячи. Ставка доходила до 30%, в том числе в валюте. Более половины кредитов, кстати, и выдано было в валюте. Воспользоваться ипотекой могли единицы. А в прошлом году выдано около 1 млн ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%.
Разумеется, в каждом конкретном случае стоимость, другие условия кредита индивидуальны. Но в целом нам нужно и дальше снижать среднюю ставку до 7-8%. Мы долго спорили, какую цифру назвать. Но стремиться нужно, безусловно, к 7%, это уж точно. За предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для молодых специалистов.
В 50-70-е годы прошлого века в стране строилось порядка 60 млн кв. метров жилья в год. К концу 80-х приблизились к 70 млн. кв. метров. Сегодня в России ежегодно строится около 80 млн кв. метров. Нам нужно взять новую высоту, стремиться к увеличению объемов строительства до 120 млн кв. метров в год. Цель весьма амбициозная, но также абсолютно реалистичная, если иметь в виду и новые технологии, и опыт, который появился у наших строительных компаний, и новые материалы.
Люди, которые вкладывают свои деньги в строительство жилья, должны быть надежно защищены. От долевого строительства нужно поэтапно переходить на проектное финансирование, когда риски берут на себя застройщики и банки, а не граждане. Предлагаю также вернуться к налогу на имущество физических лиц — он должен быть справедливым и посильным для граждан.
Президент.jpg
2019 год
— Национальные проекты построены вокруг человека ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России...
Правительству и Центральному банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9%, а затем — до 8% и ниже, как и установлено в майском указе. При этом особые меры поддержки мы должны предусмотреть для семей с детьми. Напомню: с прошлого года для семей, в которых родился второй или последующий ребенок, действует программа льготной ипотеки. Ставка для них — 6%. Все, что выше, субсидируется государством.
Однако льготой воспользовались всего 4,5 тыс. семей. Возникает вопрос, почему. Значит, предложенные условия в чем-то людям не подходят. Но и понятно, в чем, понятно, почему. Семья, принимая решение о покупке жилья, строит планы на длительную, среднесрочную как минимум перспективу. А сейчас получается: взяли кредит, начали его погашать, и льгота заканчивается, потому что ставка субсидируется только первые 3 или 5 лет кредита. Предлагаю установить льготу на весь срок действия ипотечного кредита.
Да, конечно, это потребует дополнительных денег, и немаленьких: в 2019 году — 7,6 млрд рублей, в 2020-м — 21,7 млрд, в 2021-м — 30,6 млрд. Но, по оценкам, программа может охватить 600 тыс. семей. Безусловно, надо эти деньги найти. Мы знаем, где их взять. Они у нас есть, и нужно их использовать на таких важнейших для нас направлениях.
И еще одно решение прямого действия. С учетом устойчивости и стабильности макроэкономической ситуации в стране, роста доходов государства считаю возможным ввести дополнительную меру поддержки семей, где рождается третий и последующий ребенок. А именно — напрямую из федерального бюджета оплатить, погасить за такую семью 450 тыс. рублей из ее ипотечного кредита. При этом предлагаю запустить данную меру, что называется, задним числом — с 1 января 2019 года, пересчитать и предусмотреть средства в бюджете текущего года.
Если сложить с материнским капиталом, который также можно направлять на погашение ипотеки, получается более 900 тыс. рублей. Во многих регионах это существенная часть стоимости квартиры. Если потребуется, нужно будет внести соответствующие коррективы в бюджет. В 2019 году потребуется дополнительно 26,2 млрд рублей, в 2020-м — 28,6 млрд, в 2021-м — 30,1 млрд.
Необходимо предоставить семье возможность не только покупать готовое жилье, но и строить свой дом на своей земле. Прошу правительство совместно с Центральным банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства, поскольку эта сфера не охвачена сегодня ипотекой.
И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта. Но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили десятью процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости. Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков.
Сегодня, когда строительные компании передают государству или муниципалитетам социальные объекты, они вынуждены еще и заплатить с них налог на прибыль и НДС. Нужно освободить застройщиков от этого бремени — имею в виду в том числе и наши новации в строительной сфере, и тем самым стимулировать именно комплексное развитие наших городов и поселков, когда рядом с жильем есть все необходимое семье: и поликлиника, и школа, и спортивные площадки. Чтобы родители могли работать, учиться, быть счастливыми, получать удовольствие от отцовства и материнства. 
Авторы: Никита Логвинов