Грамотное управление

Итоги и приоритеты развития ЖКХ и строительной отрасли обозначены на коллегии Минстроя РФ

21.05.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В Жилищный кодекс РФ внесен ряд поправок, ужесточивших правила игры в сфере управления многоквартирным жилым фондом. О мероприятиях, способствующих очищению рынка от недобросовестных управляющих компаний, а также о других важных шагах, предпринимаемых для развития жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса, рассказал глава Минстроя России Владимир Якушев на итоговой коллегии.

Прозрачно и эффективно
— В 2018 году с учетом анализа правоприменительной практики положения о лицензировании были уточнены: лицензия стала срочной, выдается на пять лет. Введено понятие «грубые нарушения лицензионных требований» и ответственность за них. Введен запрет на управление многоквартирными домами компаниями-банкротами, компаниями с одинаковыми наименованиями, введен стандарт сервиса управления МКД. И, наконец, принят закон о прямых договорах. Благодаря этому мы смогли исключить недобросовестные управляющие организации из цепочки платежей за коммунальные услуги. Переход на прямые договоры сегодня идет очень активно по всей стране. Шесть субъектов РФ полностью перешли на прямые договоры. При этом осуществляется он именно там, где есть проблемы с неплатежами управляющих компаний.

Комфортно жить не запретишь
— В 2018 году в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» приняло участие более 3 тыс. муниципальных образований. По итогам народного голосования отобрано 1545 общественных пространств (33% от количества вынесенных на голосование). Благоустроено 23 тыс. территорий — дворов, парков, общественных пространств.
В прошлом году по поручению президента РФ впервые проведен Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
На протяжении 2018 года велась разработка индекса качества городской среды. Методика его расчета утверждена на прошлой неделе (25 марта 2019 г. —Прим. ред.). Оценка качества городской среды будет производиться по 36 индикаторам и позволит определить текущее состояние городской среды.
В 2018 году Минстроем России утвержден паспорт ведомственного проекта «Умный город», который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». В проекте участвуют 180 городов из всех субъектов Федерации.
Кроме того, продолжилась работа по капитальному ремонту МКД. В 2018 году уровень собираемости взносов на капремонт достиг исторического максимума и составил 95%, что выше показателя 2017 года более чем на 3%. Это демонстрирует доверие граждан к программе. Тем не менее мы продолжаем получать жалобы, связанные с качеством проводимого ремонта. Поэтому предстоит системная работа по контролю за проводимыми мероприятиями.
Якушев.jpg
Скорректировали планы
 — По предварительным данным Росстата, в 2018 году общий объем ввода жилья составил 75,66 млн кв. метров. Эти показатели почти на 5% уступают прошлогодним. Это связано с вводом площадок кризисного 2014 года. Поэтому этот спад объясним.
Переход на проектное финансирование может оказать негативный эффект на объем ввода жилья в краткосрочном периоде, поскольку потребует адаптации застройщиков к новым условиям. В связи с этим скорректированы показатели федерального проекта «Жилье» в части ввода жилья на три ближайших года. Тем не менее целевой показатель объема ввода в 120 млн кв. метров к 2024 году, прописанный в указе президента, остается неизменным.

Правильный стимул
— В 2018 году продолжена поддержка объектов инфраструктуры проектов жилищного строительства. Средства федерального бюджета распределены на строительство объектов инфраструктуры 103 проектов.
В 2019 году география регионов-участников расширилась — в нем принимают участие уже 42 субъекта РФ. А перечень направлений использования субсидии планируется дополнить строительством сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения для новых районов. Добиться повышения доступности жилья помогает повышение доступности ипотечного жилищного кредитования.
В 2018 году ставка по ипотеке достигла своего исторического минимума (9,56%). Выдано 1,5 млн ипотечных кредитов на сумму более 3 трлн рублей. Это на 35% выше аналогичного периода 2017 года в количественном и на 49% выше в денежном выражении.
Всего с ипотекой в 2018 году зарегистрировано 56% (годом ранее 49%) всех договоров долевого участия в новостройках, а на вторичном рынке — 50%. Хотя в 2017 году этот показатель не достигал и 30%.
Однако в связи с ростом ключевой ставки в конце 2018-го — начале 2019 года основные кредиторы вновь повысили ставки на 1,5-2,5%. Что привело и к росту средней ипотечной ставки до 10,5-11%.

Главней всего — инвестклимат
 — Продолжена работа по сокращению административных процедур и улучшению инвестиционного климата в строительстве. В 2018 году внесены изменения в Градостроительный кодекс, что позволит исключить из перечня исчерпывающих процедур в сфере жилищного строительства еще шесть позиций.
В 2018 году стартовал эксперимент по предоставлению услуг по технологическому присоединению к сетям инженерного обеспечения в электронном виде по принципу «одного окна». В этом эксперименте участвуют три региона: Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
В настоящее время мы анализируем первые результаты эксперимента. И предлагаем Правительству РФ его продлить и расширить географию участников, предоставив возможность включиться в эксперимент и другим регионам.

Оптимизировать бизнес-процессы и обеспечить экономию
— Разработан законопроект по внедрению информационного моделирования в строительстве. Впервые в Градостроительном кодексе вводится понятие информационного моделирования, информационной модели. Сейчас документ находится на межведомственном согласовании.
Кроме того, будет создана единая государственная отраслевая цифровая платформа, интегрированная с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности регионов и государственными информационными системами. Она позволит обеспечить накопление, хранение, анализ и обмен данными об объектах капстроительства на протяжении всего жизненного цикла, а также поддержку бизнес-процессов, государственных функций и услуг в рамках управления жизненным циклом объектов с применением технологии информационного моделирования.
Еще одной важной частью работы министерства считаю совершенствование института экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Работа по заполнению реестра проектов повторного применения идет достаточно эффективно — в среднем в месяц он пополняется на 60 новых проектов. Всего в реестре 958 проектов. У регионов есть возможность выбора ранее примененного проекта, что позволяет экономить время и средства на проектировании и экспертизе.
Кроме того, продолжается работа по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. По нашему мнению, переход на ресурсный метод должен быть выполнен не одномоментно, а поэтапно с сохранением действующего, базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства. Только после тщательного моделирования и апробирования на пилотных проектах и обеспечения эффективного функционирования ФГИС ЦС в части наполнения данными ресурсный метод может быть использован для всех бюджетных строек. С 1 января 2021 года Минстрой РФ планирует апробировать ресурсную модель с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. А с 1 января 2022 года планируется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен строительных ресурсов непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС. 
Авторы: Олег Соловьев