Анна Мамонова: «В каждом из разделов нацпроекта «Жилье и городская среда» сопутствующей темой является капремонт»

Накануне профессиональных праздников принято говорить о позитивных практиках, наработанных в той или иной сфере. В преддверии Дня работников ЖКХ невозможно не вспомнить, о, пожалуй, одной из самых успешных реформ в отрасли — создании института капитального ремонта домов

21.03.2019
Яндекс.Дзен Instagram
О том, с какими показателями мы подошли к профессиональному празднику, «Вестнику» рассказала исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта МКД Анна Мамонова.
Мамонова.jpg
Анна Ивановна, подводя итоги работы системы капремонта в 2018 году, как вы оцениваете ее результаты?

Отрасль с каждым годом набирает обороты и поднимается на новый уровень. На повестке дня — ​повышение качества работ, использование новых технологий, энергоэффективность и финансовая устойчивость региональных систем капитального ремонта. Приведу немного цифр.
В 2018 году капремонт по отдельным видам работ проведен в более чем 47 тыс. домов. Сегодня в действующие программы включены почти 737 тыс. МКД общей площадью 2,5 млрд кв. метров, в которых проживают 93 млн человек. Уровень собираемости взносов по сравнению с 2017 годом увеличился на 3,1% и составил в среднем 95,2%, а в 27 субъектах собираемость превысила 97%.Минувший год был отмечен насыщенной работой. Самым масштабным мероприятием стал юбилейный съезд региональных операторов капитального ремонта. В рамках работы V съезда утверждена резолюция по результатам работы пятилетней системы капремонта и направлений дальнейшего совершенствования и практического функционирования региональных систем капремонта.
Важнейшим достижением отрасли стало принятие профессионального стандарта «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома». В рамках этого направления сейчас ведется активная работа, и в скором времени начнет работать система оценки кадров.

На совещании по вопросам разработки Стратегии развития ЖКХ РФ на период до 2026 года было принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли и вы. Если попытаться заглянуть в будущее, какими должны быть основные направления развития Стратегии в области капремонта в перспективе ближайших семи лет?

Действительно, ассоциацию включили в состав рабочей группы. На базе этой площадки представители экспертного сообщества обсудят наиболее острые и актуальные предложения развития отрасли, которые впоследствии войдут в новую Стратегию развития ЖКХ.
Среди направлений развития в области капитального ремонта можно отметить следующие.
Во-первых, финансовая устойчивость. Эта тема является главным фокусом внимания Минстроя России, для чего и был разработан модельный план мероприятий по повышению финансовой устойчивости, на основании которого до июня 2019 года субъекты разработают свои комплексные планы. В перспективе нам необходимо сбалансировать все региональные системы и комплексно управлять финустойчивостью.
Во-вторых, энергоэффективность. Капремонт должен быть сделан с учетом новейших материалов и современных технологий, позволяющих повысить энергоэффективность зданий и приблизить их техническое состояние к современным требованиям.
Тема энергоэффективности не идет вразрез теме финустойчивости. Если один раз подойти к вопросу серьезно и привести многоквартирный дом в соответствие всем техническим требованиям, то в ближайшей перспективе ремонт потребуется нескоро.

В рамках энергоэффективности открывается третье направление — ​стандартизация в теме капремонта. На старте системы развитие капремонта базировалось на основном принципе — ​Жилищный кодекс очерчивает рамки, а все полномочия и стратегические решения по развитию региональных систем капремонта отданы субъекту. После того как система была запущена (и надо отметить, достаточно успешно), постепенно началось движение в сторону стандартизации, унификации этих процессов на основе положительных практик регионов.

Не во всех субъектах одинаково успешно работают региональные системы капитального ремонта, но большинство из них смогло внедрить правильные технологии и подходы. Документация этих субъектов и будет положена в основу стандартизации для всей системы капремонта. Здесь мы говорим о многих вещах, в том числе о стандартизации в рамках технических решений, единой технической политики. Мы должны определить, какие технологии и материалы для каких типов домов используем и каких результатов планируем добиться.
Утверждение унитарных стандартов позволит определить новые подходы к организации выполнения работ и установить единые требования к их результатам. Это и стандартизация сбора платежей, которая в регионах строится по-разному, и стандартизация работы с задолженностями, и стандартизация процессов проведения капремонта общего имущества МКД. Соответственно, мы говорим и о стандартизации учета фондов капремонта и плавно переходим к следующему приоритету, который сквозной нитью идет по всей экономике, — ​цифровизации.

Как вы оцениваете перспективу цифровизации системы капремонта? Будет ли она являться частью программы «Умный город»?

Здесь предстоит большой фронт работ. На сегодняшний день регоператоры в разной степени автоматизировали рабочие процессы, системных решений немного, и они касаются не всех направлений. Ассоциация активно работает над аккумуляцией массива информации регоператоров для принятия лучших практик на федеральном уровне.
В том числе будут реализованы элементы «умного города» при капитальном ремонте в многоквартирных домах. Речь идет прежде всего о счетчиках, о возможности дистанционного считывания приборов учета, об энергоэффективности и снижении потребления энергоресурсов, которые учитываются и регулируются на едином пульте управления МКД и города в целом. Большинство вопросов цифровизации городского хозяйства так или иначе перекликается с темой капитального ремонта, поэтому капремонт — ​это первичный объект, над которым «умный город» должен работать.

Помимо цифровизации есть еще одна важная тема, которая также идет сквозным приоритетом по всем темам экономики, в том числе ЖКХ и строительства, — ​работа с кадрами. У нас сформирована для этого вся необходимая база, есть свой профессиональный стандарт, свои квалификации и утверждены комплекты оценочных средств. В ближайшие полгода начнет работу система оценки кадров в капитальном ремонте. Подготовка, обучение и оценка квалификации кадров — ​это будет одним из важнейших приоритетов в теме развития капремонта.
капремонт.jpg
Как бы вы сформулировали главную задачу капремонта?

Безусловно, это снижение износа жилищного фонда, недопущение обветшания и увеличения аварийного жилья. Несмотря на то, что капремонт не вошел в состав нацпроекта «Жилье и городская среда», в каждом из федеральных проектов нацпроекта сопутствующей темой является капитальный ремонт. Улучшение жилищных условий — ​это не только обеспечение жильем, но и повышение его качества. Создать комфортную городскую среду невозможно во дворе, где расположены обветшалые дома. Все должно прорабатываться в комплексе.

Вы упомянули об энергоэффективном капремонте. Как бы вы оценили энергоэффективность ремонта, проводимого в регионах?

На сегодняшний день программы достаточно сильно финансово не сбалансированы, а энергоэффективный ремонт — ​это инвестиционное вложение на перспективу. Увеличение межремонтного срока дает возможность сбалансировать программу капремонта в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной перспективе эти решения более затратные и не всегда могут быть реализованы в регионах.
Точечные решения, направленные на повышение энергоэффективности зданий, приняты в ряде субъектов, но общая картина такова, что в региональных программах преимущественно в первую «пятилетку» и в последующие годы попал старый жилищный фонд, который прежде всего нуждался в ремонте. Проводить энергоэффективные мероприятия в домах двух-, пятиэтажных — ​экономически необоснованная задача. Многие регионы уже подошли к ремонту более «молодых» домов, где вложения могут окупиться в долгосрочной перспективе. В этих случаях речь, как правило, идет об утеплении торцевых стен домов либо автоматике погодного регулирования подачи тепла в дом.

На наш взгляд, все меры энергоэффективного капитального ремонта необходимо системно отразить в технических политиках регионов. На сегодняшний день техполитики приняты всего лишь в 4 субъектах из 85 (эта норма не является обязательной).
Также правительство утвердило новые правила предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Поддержка на возмещение части расходов на оплату услуг, работ по энергосбережению предоставляется в ходе мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Эта тема может быть особенно интересной собственникам, которые формируют фонд капремонта на спецсчетах и самостоятельно принимают решение о проведении работ.

В конце прошлого года в АРОКР состоялось подписание первого в стране факторингового контракта в сфере капремонта. Как вы считаете, насколько широко данная практика распространится в дальнейшем?

Действительно, осенью на нашей площадке состоялось подписание факторингового контракта между компанией «РК-ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» и Центром организации капитального ремонта. Этот центр является оператором по работе с МКД, которые накапливают средства для капремонта на спецсчете. Фактически пилотный факторинговый контракт — ​это возможность дофинансирования капремонта домов, когда оператор организации капремонта получает средства на проведение капремонта дома на спецсчете, собственники помещений в свою очередь получают капитальный ремонт сегодня, а расплачиваться за него смогут в течение нескольких последующих лет.

Мы считаем, что эта тема очень перспективная. По итогам 2018 года основной способ формирования фондов на специальных счетах выбран в 88,4 тыс. МКД.
Количество спецсчетов сейчас увеличивается, но миграция происходит как в сторону спецсчетов, так и обратно. Собственники, самостоятельно выбирающие подрядную организацию, материалы, могут, например, воспользоваться современными, но дорогостоящими материалами, тем самым инвестируя в собственное жилье и увеличивая его рыночную стоимость. Собственники, которые либо не готовы принять ответственность за ведение этого процесса, либо не могут самоорганизоваться, переходят обратно в «общий котел». А для тех, кто готов управлять домом и самостоятельно принимать решения, система очень актуальна, поскольку есть единый центр, который может им организовать проведение общих собраний, встреч с подрядчиками, банками и пр.
На конец года остаток по спецсчетам составляет 86,5 млн руб. Средняя сумма накоплений по одному многоквартирному дому — ​979 тыс. рублей, и как первоначальный взнос для оплаты части работ эта сумма является достаточной, поэтому многие собственники решаются на проведение ремонта.

За последнее время в сфере капремонта принят ряд важных законов, направленных на борьбу с бюрократической волокитой. Расскажите об этих документах.

Председатель ассоциации Александр Сидякин стал автором ряда важнейших законодательных инициатив. Отныне жильцы МКД более не обязаны сами доказывать отсутствие задолженности по коммунальным услугам и оплате взноса на капремонт в целях получения компенсации, а одиноко проживающим неработающим гражданам с 70 лет положена 50-процентная компенсация взноса на капремонт, тогда как с 80 лет взносы компенсируются на 100%.
Хочу поделиться масштабными инициативами. В планах ассоциации — ​законодательное оформление правил проведения капремонта МКД. На сегодня нет единого порядка формирования регпрограмм, каждый субъект формирует его по-своему.

Первый пункт, который экспертное сообщество предлагает внедрить, — ​наделить правительство полномочиями определять порядок формирования региональных программ. В Жилищном кодексе закреплено взаимодействие нескольких систем — ​собственники, регоператор, государство. В рабочем процессе участвуют и другие участники, права и обязанности которых не регламентированы законодательством. Это муниципалитеты, управляющие организации, ресурсоснабжающие организации, телекоммуникационные и иные компании. Например, регоператор, приступая к обязанностям по ремонту дома, не может демонтировать чужую собственность (информационно-телекоммуникационные сети или рекламные вывески). Регулирование всех этих взаимоотношений, подготовка дома к капитальному ремонту, регламентирование сроков работ — ​то, что должен отрегулировать этот документ. Ассоциация уже подготовила проект на основании положительных практик субъектов, которые за счет административного ресурса выстроили процесс достаточно грамотно и системно.

Второй пункт касается необходимости закрепить критерии формирования региональных программ как долгосрочных, так и краткосрочных. Регпрограммой в приоритетном порядке могут быть ускорены работы, влияющие на безопасность проживания. Это внутридомовые инженерные системы газоснабжения и лифтовое оборудование, но в жилищном законодательстве не описан механизм переноса сроков других видов работ.
Кроме того, законодатель предусматривал неограниченную продолжительность долгосрочных программ ремонта. Сейчас же происходит следующая ситуация: дома, в которых капремонт был проведен, фактически выпадают из региональной программы. Например, долгосрочная программа рассчитана на период до 2043 года, многоквартирный дом был отремонтирован в 2018 году, а следующая работа планируется только в 2048 году.

Также необходимо зафиксировать всю документацию в региональной программе, где будут указаны все межремонтные сроки, информация об использовании конкретных технологий и прочее. Если ремонт мягкой кровли по общим правилам выполняется 1 раз в 7 лет, то сегодня есть материалы, позволяющие проводить капремонт 1 раз в 30 лет! Программа должна носить бессрочный характер, и необходимо просчитывать все межремонтные сроки по всем видам работ на перспективу.

Эту концепцию мы тоже хотим заложить в изменения, которые нам предстоят. Предложения и регионов, и ассоциации уже сформированы в общие тезисы и проходят детальное обсуждение в экспертном сообществе. Итоговый вариант будет сформулирован в ближайшее время в виде проектов нормативных правовых актов и предложен Минстрою РФ как субъекту законодательной инициативы.