Гигаватты пространственного развития

Федеральный проект развития энергетики ориентирован на важнейшие точки роста российской экономики

28.01.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Ближайшие пять лет в российской энергетике будут посвящены ликвидации наиболее очевидных узких мест энергосистемы и масштабной технологической модернизации отрасли. Планы по развитию отечественной энергетической инфраструктуры отражают основные приоритеты экономической политики федерального центра, направленной на выравнивание диспропорций между регионами и создание новых центров роста. При этом именно энергетика должна стать одной из сфер, где быстрее всего может произойти переход на цифровые платформы.

План‑2024
В майском указе президента вопросы развития энергетики отражены в разделе, посвященном модернизации и расширению магистральной инфраструктуры. Согласно тексту указа, до 2024 года предполагается сосредоточить усилия на четырех магистральных направлениях гарантированного обеспечения доступной электроэнергией. Во-первых, это увязанная с развитием транспортной инфраструктуры задача по электрификации ключевых транспортных коридоров страны — ​«Запад — ​Восток» и «Север — ​Юг», включая БАМ и Транссиб. Во-вторых, развитие централизованных энергосистем: модернизация генерирующих мощностей ТЭС, АЭС и ГЭС в соответствии с потребностями социально-экономического развития, устойчивое энергоснабжение потребителей в регионах с особым акцентом на Крым, Севастополь, Калининградскую область и субъекты Дальнего Востока. В-третьих, развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удаленных и изолированных энергорайонах. Наконец, стратегической задачей развития российской энергетики в майском указе названо внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.
Базовые положения этой части президентского указа легли в основу утвержденного распоряжением правительства от 30 сентября Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В числе 11 направлений, включенных в этот документ в статусе федеральных проектов, присутствует и «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией». Основные задачи в рамках проекта воспроизводят и конкретизируют перечисленные выше положения майского указа.
Первый блок проекта — ​модернизация генерирующих мощностей в соответствии с потребностями социально-экономического развития — ​начинается с мероприятий по стратегическому планированию, главным из которых является разработка и утверждение документов перспективного развития электроэнергетики, прежде всего генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2040 года. За ними следуют мероприятия институционального характера. В первую очередь это внедрение нового механизма конкурсного отбора инвестпроектов на базе долгосрочного рынка мощности, на его основе предполагается обеспечить модернизацию и строительство генерирующих мощностей, в том числе на Дальнем Востоке.
Включенный в план список мероприятий по развитию магистральной электрической сети для покрытия перспективного спроса на электроэнергию и мощность включает 17 пунктов, все они обоснованы в схеме и программе развития Единой энергетической системы (ЕЭС) России. В этот перечень входит прежде всего строительство новых подстанций и воздушных линий электропередачи для таких проектов, как трубопроводные системы «Восточная Сибирь — ​Тихий Океан» (ВСТО) I и II, газопровод «Сила Сибири», расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, присоединение Западного и Центрального энергорайонов Якутии к ЕЭС. Кроме того, на Дальнем Востоке запланировано строительство линий электропередачи, которые обеспечат расширение пропускной способности Приморской энергосистемы и надежное энергоснабжение района Находки. Еще 15 отдельных мероприятий запланировано в рамках устойчивого энергоснабжения потребителей стратегически значимых приграничных регионов России. Это, в частности, строительство Прегольской и Приморской ТЭС в Калининградской области, Сахалинской ГРЭС‑2, ТЭС в городе Советская Гавань Хабаровского края, ввод в эксплуатацию плавучей атомной тепловой электростанции на Чукотке, развитие электросетевой инфраструктуры Крыма. Наконец, еще 8 пунктов программы связаны с мероприятиями по технологическому присоединению крупных потребителей в Москве, Краснодаре, Владивостоке, Чите, Оренбургской области и т.д.
Второй раздел проекта — ​«Развитие распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в удаленных и изолированных энергорайонах» — ​предусматривает две взаимосвязанные задачи на 2019‑2024 годы. Внедрение механизма поддержки использования ВИЭ-генерации должно увеличить объемы производства электроэнергии в изолированных энергорайонах, повысить безопасность снабжения электроэнергией их жителей и обеспечить импульс для развития отечественных энергомашиностроительных технологий в этой сфере. Решение второй задачи — ​собственно строительства объектов ВИЭ — ​позволит снизить затраты на энергоснабжение удаленных территорий.
В третьем блоке плана‑2024 перечислены задачи цифровизации отрасли на ближайшие годы: создание на основе цифровых технологий единой среды взаимодействия в качестве основы внедрения риск-ориентированного управления, внедрение этой модели управления и повышение уровня надежности энергоснабжения потребителей. Результатами реализации мер последнего раздела должно стать повышение на 5% к показателям 2017 года уровня технического состояния производственных фондов электроэнергетики для объектов, подключенных к отраслевой платформе, и снижение на 20% к 2017 году аварийности на объектах электроэнергетики, связанной с техническим состоянием производственных фондов.
энергетика.jpg
Восточные и южные акценты
Формированию федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» предшествовало принятие Схемы и программы развития ЕЭС России до 2024 года, утвержденных главой Минэнерго РФ Александром Новаком в феврале 2018 года. Согласно этому документу, среднегодовой прирост электропотребления по ЕЭС за прогнозный период составит 1,22%, а в общей сложности — ​порядка 8,8% (с 1,04 млрд кВт-ч в 2017 году до 1,132 млрд в 2024 году). На первый взгляд, это сравнительно невысокие темпы, однако в разрезе макрорегионов картина выглядит далеко не равномерной.
Например, в объединенной энергосистеме (ОЭС) Востока среднегодовой прирост спроса на электроэнергию в 2018‑2024 годах прогнозируется на уровне 4,32%, что связано прежде всего с уже упомянутым присоединением к ЕЭС Западного и Центрального энергорайонов Якутии, доля которых составляет до 70% от суммарного потребления по централизованной зоне энергоснабжения республики. Западный энергорайон Якутии включает крупные промышленные узлы, которые специализируются на добыче и обработке алмазов и нефтедобыче. Эти энергоемкие производства определяют специфику структуры энергопотребления всего региона и будут формировать увеличение спроса, в том числе в связи с переходом от карьерной к шахтной добыче алмазов с вовлечением в эксплуатацию глубоких горизонтов месторождений. Центральный энергорайон Якутии объединяет промышленный узел города Якутска и прилегающих территорий, здесь рост спроса на электроэнергию определяется прежде всего жилищным строительством и развитием производственного объединения «Якутцемент».
Кроме того, уже до конца нынешнего десятилетия рост электропотребления на Дальнем Востоке прогнозируется в связи с развитием крупных металлургических производств. Среди них значатся такие проекты, как формирование горно-металлургического кластера в Приамурье, разработка золоторудных месторождений Амурской области, строительство Таежного ГОК в Нерюнгринском районе Якутии. Опережающими темпами будет расти и нефтегазовый комплекс как в сегменте добычи, так и в области переработки нефти и газа. Крупнейшие из новых проектов в этой сфере — ​нефтехимический комплекс «Роснефти» и китайской корпорации ChemChina в Находке, завод по производству метанола в приамурском городе Сковородино, Амурский газоперерабатывающий завод — ​одно из самых больших в мире предприятий в своем сегменте. Серьезная дополнительная мощность потребуется для развития судостроительных предприятий на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, реализации проектов на дальневосточных территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и т.д.
На втором месте по динамике ожидаемого спроса на электроэнергию — ​в среднем на 1,7% за период 2018‑2024 годов — ​находится ОЭС Юга, где уже в 2017 году потребление вплотную приблизилось к символической отметке 100 млрд кВт-час, а к 2024 году должно превысить 111,5 млрд кВт-час. Значительное увеличение потребления — ​сразу почти на 7,5 млрд кВт-час — ​было связано с присоединением к ОЭС Юга энергосистемы Крыма и Севастополя начиная с 1 января 2017 года, однако в перспективе основной прирост придется на энергосистемы Краснодарского края и Адыгеи, Ростовской и Волгоградской областей. При этом на Кубани рост энергопотребления будет связан с дальнейшей индустриализацией этого аграрно-туристического региона — ​проекты по расширению производства планируют такие предприятия, как Туапсинский, Афипский и Ильский НПЗ, Абинский электрометаллургический завод, «Новоросцемент». Увеличению спроса на электрическую энергию будет способствовать и масштабное жилищное строительство, а также расширение и реконструкция гостиничных и курортно-оздоровительных комплексов.
Что же касается Крыма, здесь динамика спроса на электроэнергию ожидается выше, чем в среднем по ОЭС Юга, — ​на уровне 2,42%, в результате чего доля Крыма в этой энергосистеме вырастет с 7,5% до 7,9%. Большая часть спроса будет формироваться за счет реализации проектов индустриальных парков, строительства цементного завода, тепличных комплексов, выполнения программы строительства жилья и не в последнюю очередь благодаря уже существующим предприятиям туризма, АПК и судостроения.
Третий по динамике ожидаемого прироста энергопотребления регион — ​ОЭС Сибири, где к 2024 году объем роста спроса прогнозируется в среднем на 1,59% в год. Преобладающая его часть (порядка 80%) связана с планируемым ростом производства алюминия и формируется в энергосистемах Иркутской области, Красноярского края и Хакасии.

«Цифра» всему голова
Перспективные задачи цифровизации российской энергетики отражены не только в проекте «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», но и в проекте «Цифровая энергетика», сформированном Минэнерго РФ для национальной программы «Цифровая экономика». Проект предусматривает переход к электронному предоставлению услуг по технологическому присоединению к энергетической инфраструктуре, создание современной системы мониторинга и оценки техсостояния оборудования и объектов электроэнергетики, внедрение новых цифровых технологий и платформенных решений, повышение качества оказания электросетевых услуг потребителям, в том числе путем развития цифровых клиентских сервисов.
Стоит отметить, что энергетика была одним из наиболее передовых направлений цифровизации российской экономики. Поэтому проект «Цифровая энергетика» должен аккумулировать все сложившиеся направления цифровизации. Для достижения ключевой задачи по цифровой трансформации энергетики проектом до 2024 года предусмотрен ряд мероприятий по четырем направлениям: межотраслевому направлению по повышению эффективности функционирования ТЭК за счет использования цифровых технологий и платформенных решений, цифровизации отдельных секторов ТЭК — ​электроэнергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности.
«Для планомерного движения отраслей ТЭК вперед необходимо сформировать понятийный аппарат цифровизации в энергетике и единые стандарты на используемые технологии, которые позволят стыковать между собой различные решения, добиваясь системных эффектов от цифровизации», — ​отметил в октябрьском выступлении на площадке РСПП первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер. «В рамках проекта предстоит сформировать гибкое и понятное регулирование цифровой энергетики, которое обеспечит баланс интересов всех заинтересованных сторон. Для компаний — ​сохранит простор для технических экспериментов, необходимых для их успешного технологического развития, и стимулы для привлечения инвестиций, для государства — ​позволит задавать требования к безопасности и обеспечению надежности работы объектов ТЭК», — ​добавил в ходе прошедшего в декабре международного форума «Электрические сети» директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Алексей Кулапин.
С точки зрения инвестиционной емкости, цифровизация в ближайшие годы станет для российских энергетиков столь же масштабным направлением работы, как и строительство новых генерирующих и сетевых объектов. Проект Стратегии развития цифрового электросетевого комплекса в России до 2030 года, представленный в феврале 2018 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи компанией «Россети», оценивается в 1,3 трлн рублей в текущих ценах. Однако, подчеркнул генеральный директор «Россетей» Павел Ливинский, этот проект самоокупаем в течение 14 лет и не потребует дополнительного увеличения сетевой составляющей в тарифе, поскольку цифровая сеть позволяет получить целый ряд положительных внутренних эффектов. 
Авторы: Сергей Кисин