Владимир Якушев: «Главные вызовы — сбалансированность в работе министерства и его профессионализм»

Пять лет исполнилось Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства России

14.11.2018

Пять лет исполнилось Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. О том, что сделано за эти годы, а также о предстоящей работе, связанной с реализацией национального проекта «Жилье и городская среда», о новом законодательстве в сфере долевого строительства, о перспективах развития стройкомплекса и других актуальных темах в эксклюзивном интервью Отраслевому журналу «Вестник» рассказал глава Минстроя Владимир Якушев.
Владимир Якушев.jpg

Насыщенный и результативный период

Владимир Владимирович, каковы основные итоги деятельности Минстроя за первую пятилетку? Что, на ваш взгляд, удалось ведомству за этот период?
В России появился единый регулятор строительного комплекса, чего давно ждали профессионалы отрасли. Это очень важно: только системный подход гарантирует, что здания, в которых живут наши граждане, безопасны и комфортны. При этом строители действуют по единым нормам и правилам, обеспечивающим равные конкурентные возможности и надлежащее качество работы. Именно появление профильного министерства позволило активизировать и систематизировать деятельность в сферах технического нормирования и регулирования, ценообразования, жилищной политики.
Начиная с 2014 года мы видим хорошие цифры по вводу жилья — порядка 80 млн кв. м ежегодно. Сколько будет построено до конца года, точно ответить сложно: в последние месяцы наметилось отставание от планируемых показателей. И эта тенденция не может не настораживать. Поэтому, скорее всего, с цифрой, на которую мы рассчитывали до конца года, могут возникнуть определенные проблемы.
Есть и объективные причины снижения ввода жилья. Мы прекрасно понимаем, что принятые к ФЗ N° 214 поправки и изменение системы финансирования жилищного строительства не могли не отразиться на рынке. Но будем надеяться, что это все-таки временное явление, вызванное необходимостью сделать рынок более прозрачным и более понятным для граждан.
Возвращаясь к итогам работы Минстроя за первые пять лет, хотел бы отметить, что на развитии жилищного строительства позитивно сказалось снижение процентной ставки по ипотечному кредитованию: сегодня она в районе 10%. С 2014-го по 2017 год 4 млн ипотечных заемщиков улучшили свои жилищные условия. Каждая третья семья может позволить себе приобрести квартиру в кредит. Это хороший показатель, тем более если сравнить его с положением вещей 15-20 лет назад, когда взять ипотеку могли не более 5% соотечественников. Однако и этого недостаточно, и мы ставим задачу увеличить показатель до 50% к 2024 году.
Темпы расселения аварийного жилья в стране увеличились в три раза. Если в 2013 году был расселен 1 млн кв. м, то уже начиная с 2014-го мы расселяем ежегодно около 3 млн кв. м. Всего за время реализации программы более 1 млн наших сограждан — население целого мегаполиса — смогли улучшить жилищные условия.
Очень важно, что мы законодательно закрепили возможность использования экономически эффективных проектов повторного применения — это позволяет значительно экономить бюджетные средства. Реестр таких проектов постоянно обновляется и включает лучшие практики в регионах.

А какие задачи являются приоритетными для министерства в ближайшей перспективе?
Мы приступаем к реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Перед нами стоит несколько важных задач в жилищной сфере, которые необходимо решить до конца 2024 года. Это ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей, рост объемов ввода жилья до 120 млн кв. м в год, снижение ипотечной ставки до 8%.
Нацпроект включает четыре магистральных раздела: ипотека, жилье, формирование комфортной городской среды и сокращение аварийного фонда. По каждому направлению предстоит громадная работа. Размер федеральных ассигнований составит 891 млрд рублей, а с учетом региональных средств и внебюджетных источников — свыше 1 трлн рублей. Наша задача — эффективно распорядиться этими деньгами и получить максимальный эффект от реализации национального проекта.

Задачи суперамбициозные, но выполнимые

Насколько осуществима задача увеличить объемы жилищного строительства до 120 млн кв. метров ежегодно?
Эта задача суперамбициозная: нарастить объемы жилищного строительства с 80 до 120 млн кв. м ежегодно, то есть в полтора раза, — очень серьезно. Тем более что жилье должно быть современным, качественным и экологичным.
Такой рывок невозможен без проведения нескольких мероприятий. Во-первых, при реализации проектов жилищного строительства должна создаваться социальная и транспортная инфраструктура. Средства на это будут выделяться регионам из федерального бюджета в виде субсидий на конкурсной основе. Сейчас мы ведем работу по расширению целей направления средств, в том числе на компенсацию застройщикам платы за подключение к инженерным сетям. Во-вторых, будем снижать строительные издержки за счет модернизации отрасли и оптимизации административных процедур. В-третьих, предстоит эффективно вовлекать в жилищное строительство земельные участки. Кроме того, необходимо совершенствовать техническое нормирование в отрасли, в том числе предусмотреть переход на современные материалы и технологии.

Как показывают многочисленные опросы граждан, их волнует не только качество собственных квартир, но и в целом комфорт проживания в определенном доме, дворе, населенном пункте. Какое внимание уделено в нацпроекте этому направлению?
Самое пристальное. Программа «Формирование комфортной городской среды» была апробирована в нынешнем и прошлом годах, когда в ней участвовали практически все субъекты Федерации. Обустроено около 23 тыс. дворов и общественных пространств, и программа признана одной из самых эффективных. Сегодня люди хотят не просто жить в хороших домах, но и иметь приличные дворы, парковки, стоянки, а неподалеку — уютный парк, где можно прогуляться и получить удовольствие от того, что ты находишься на улице любимого города.
Что касается национального проекта, то его основа — региональные и муниципальные программы формирования современной городской среды. В решение вопросов городского развития предполагается максимально вовлечь граждан, в том числе используя цифровые технологии, уже применяемые в регионах.
Хотел бы отметить, что в настоящее время в программу формирования комфортной городской среды вносятся существенные коррективы. Мы разрабатываем законопроект, согласно которому федеральные деньги будут выделяться только на города и только на общественные пространства. Такой подход мы обсудили с губернаторами и мэрами малых городов. Пока вопросов не было. Но, думаю, дискуссии еще будут, и мы к ним готовы.

Еще одно направление нацпроекта — сокращение аварийного фонда. Каковы его приоритеты?
Несмотря на то, что программы расселения аварийного жилья успешно реализовывались в последние годы, состояние жилищного фонда в стране таково, что требуется их продолжение. Мы анализировали фонд, признанный аварийным после 1 января 2012 года. Как правило, это двухэтажные деревянные дома и бараки. Они попадут в программу и будут расселены. Всего с учетом финансирования, предусмотренного в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», планируется расселить более 664 тыс. человек, проживающих в аварийных домах.
При подготовке паспорта нацпроекта мы обратились к регионам с просьбой поделиться положительными практиками в решении различных проблем, в том числе связанных с расселением аварийного жилья. В результате собрали самый позитивный региональный опыт за пять лет — с 2013-го по 2017 год, который хотим предложить для использования всеми субъектами. Оператором программы по расселению аварийного жилья по-прежнему будет Фонд содействия реформированию ЖКХ.
строительство.jpg
В интересах очищения рынка

Какова на сегодня ситуация с обманутыми дольщиками? По вашей оценке, сможет ли новое законодательство предотвратить появление новых «жертв»?
Проблема обманутых дольщиков — одна из наиболее острых и сложных и требует решения как на региональном, так и на федеральном уровне. На территории России 880 проблемных объектов включены в региональные планы-графики, а это более 34 тыс. пострадавших граждан, попавших в реестр. И каждый объект требует особого внимания и поиска решения.
С 1 июля нынешнего года введены серьезные ограничения для застройщиков, требования к их финансовому состоянию и ведению банковских счетов. На каждое разрешение на строительство нужно открыть отдельный расчетный счет в уполномоченном банке. Новыми нормами закона о долевом строительстве созданы условия, при которых права покупателей жилья защищены. Теперь банк контролирует целевое использование денежных средств застройщиком. Если у банка возникают подозрения, что деньги расходуются не на строительство, а на иные цели, он вправе остановить финансирование до трех дней и провести дополнительную проверку.
А с 1 июля 2019 года заработает порядок, когда квартиру можно будет купить только посредством счета эскроу. И застройщик получит возможность воспользоваться средствами дольщиков только после того, как завершит строительство объекта, оформит квартиру в собственность и передаст ключи участнику долевого строительства. Однако с эскроу-счетами можно работать уже сейчас. Чем быстрее мы запустим эту систему, тем меньше пострадает рынок и тем прозрачнее он будет.

Многие застройщики переживают, что банки будут использовать новое законодательство в сфере долевого строительства в своих интересах. При этом единые механизмы взаимодействия в банковской сфере еще не выработаны. Каким образом учесть интересы застройщиков, чтобы они смогли не только остаться на рынке, но и рассчитывать на безубыточную работу?
Законодательством отрегулирован порядок взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков. Минстрой совместно с Банком России выработал единую позицию относительно порядка банковского сопровождения деятельности застройщика. В первую очередь относительно «усеченного» формата такого сопровождения по разрешениям на строительство, полученным до 1 июля 2018 года. Эта позиция согласована и опубликована на официальном сайте ведомства, а также направлена всем уполномоченным банкам. Кроме того, организована комиссия по рассмотрению формирующейся практики взаимодействия банков и застройщиков в рамках нового законодательства о долевом строительстве.
Однако, несмотря на все это, в Минстрой постоянно обращаются и застройщики, и банки. Во всех концах страны возникают проблемы с банковским сопровождением. Мы делаем все возможное, чтобы этот период прошел как можно мягче. Во-первых, нужно сделать отрасль прозрачной. А во-вторых, хороших организаций, которые строят качественное жилье, не должно стать меньше. Это очень важно.

Вы сказали о том, что главное — не потерять надежных застройщиков. Но, по мнению некоторых экспертов, новое законодательство вытеснит с рынка часть строительных компаний.
Для добросовестных, открытых застройщиков ничего кардинальным образом не поменяется. Новые требования только усилят прозрачность их расходов в привлечении средств граждан, что повысит готовность населения заключать договоры долевого участия на более ранних стадиях строительства.
Конечно, не все компании-застройщики останутся на рынке недвижимости. Но это будет способствовать его очищению — уйдут финансово неустойчивые фирмы, которые ранее зарабатывали мошенническими способами, привлекая деньги граждан, не имея собственных средств и капитала.

Какие еще задачи вы ставите для себя на посту министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России? Что для вас первоочередное и ключевое?
Когда я работал губернатором, мне постоянно задавали вопрос: «Что более важно: здравоохранение, образование, возведение дорог, коммунальная инфраструктура, жилищное строительство?» Мой ответ был: «Все».
Так и сейчас — крайне важны все направления. Разве я могу позволить себе заниматься меньше коммуналкой, чем строительством? Или наоборот? Ни в коем случае. Если в чем-то остановиться, то одно начнет противоречить другому. Поэтому главные вызовы для меня — сбалансированность в работе министерства и его профессионализм. На эти вызовы я должен ответить.
Авторы: Елена Лозовая