Инвестиционный «Магнит»

На форуме «Сочи-2018» подписано 538 соглашений и протоколов о намерениях общей стоимостью почти 800 млрд рублей



16.03.2018

В нынешнем году на форум аккредитовались свыше 2 тыс. человек из России и еще 63 стран — от США до Виргинских островов, включая представителей 487 отечественных и 116 зарубежных компаний. На пленарном заседании «Инвестиции в регионы — инвестиции в будущее» председательствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.Во всех ключевых мероприятиях саммита участвовали сотрудники международного ИД «ЕвроМедиа». Они презентовали линейку своих журналов почти из десяти проектов, включая ведущее инфраструктурное издание России — Отраслевой журнал «Вестник».

 
«Нам требуется актуальный взгляд на экономические возможности регионов, чтобы эффективно вписать их в траекторию глобального развития. Важно, чтобы приток инвестиций не только обеспечивал работу традиционных отраслей, но и приводил к появлению новых», — ​заявил Дмитрий Медведев.
По его утверждению, «даже под санкциями наша экономика стала менее зависимой от внешних шоков и цен на сырье». По итогам января 2018-го инфляция снизилась до рекордно низкого уровня — ​2,2%, а еще два года назад была 13%. Устойчивы финансовая система и курс национальной валюты. Сбалансирован бюджет — ​в нынешнем году он вполне может стать профицитным. Начинается накопление средств в суверенном фонде. Динамика валового внутреннего продукта вышла в плюс…
«Нам предстоит развить все эти положительные тенденции, — ​подчеркнул премьер. — ​Мы знаем, на чем сконцентрировать усилия: прежде всего на создании стабильных и предсказуемых правил игры для бизнеса, росте инвестиций, дальнейшем улучшении бизнес-климата».

Цифровизируйся или умри
Одна из резонансных дискуссий, состоявшихся на форуме, — «Цифровизируйся или умри», организованная при поддержке Фонда развития интернет-инициатив. Как отметил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир, цифровая экономика — ​это усовершенствованная традиционная экономика, которая подразумевает под собой удобство для человека, комфорт, повышенную производительность труда, улучшение ежедневной деятельности. Госпрограмма «Цифровая экономика» создает условия для развития этих факторов. В ее состав входят пять направлений: инфраструктура, безопасность, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, кадры и образование, нормативное регулирование.

Спрогнозировать экономические тенденции на 10 лет вперед предложил председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков. Поскольку потенциал роста ВВП в России составляет 2‑3%, старая индустриальная экономика в ближайшей перспективе будет замещаться новым типом экономики. «Надо четко ловить те тенденции, которые формируют образ экономики мира будущего, — ​призвал Горьков. — ​ВЭБ поддерживает госпрограмму «Цифровая экономика», по нашей инициативе в ней появились разделы по квантовым технологиям и блокчейну. Пришло время пилотов на конкретных территориях — ​не важно, в Калининграде или на острове Русский. Без моделирования в «песочницах» невозможно создать регуляторику на всю страну».

Мультипликатор развития
Круглый стол «Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0» организовал инфраструктурный конгресс «РОСИНФРА». «Фактор успеха — ​обеспечить положительные социально-экономические эффекты», — ​сформулировал министр экономического развития РФ Максим Орешкин, указав на положительный опыт регионов. Среди удачных проектов — ​аэропортовый комплекс в Ростове-на-Дону, Западный скоростной диаметр, Пулково.
Министр транспорта РФ Максим Соколов поддержал механизмы государственно-частного партнерства и концессий как форму привлечения инвестиций. По его информации, один рубль, вложенный в транспорт, приносит 5‑6 дополнительных рублей. «Транспорт — ​не только сфера услуг, — ​уточнил Соколов, — ​но и драйвер, катализатор других отраслей экономики, мультипликатор развития». Транспортный комплекс лидирует по объемам инвестиций: в 2017 году в него привлечено 1,8 трлн рублей — ​2% ВВП страны и более 11% всех инвестиций в отечественную экономику. Причем половина средств приходится на внебюджетные источники, остальное ложится на федеральный и региональный бюджеты.
Сегодня в субъектах РФ разработаны проекты по улучшению транспортной инфраструктуры: Северный широтный ход, ветка Кызыл — ​Курагино, портовая инфраструктура Тамань, Мурманский транспортный узел.
По мнению президента Внешэкономбанка Андрея Костина, участие государства гарантирует уровень доверия к проектам и снимает регуляторные ограничения для привлечения инвестиций.

Инфраструктурный каркас
В 2018 году правительство России должно завершить разработку Стратегии пространственного развития. «Мы хотим сделать этот документ практическим руководством к действию. Результатом должен стать инфраструктурный каркас страны, — ​сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на сессии «Новая региональная политика — ​преемственность или перемены». — ​Сегодня реализуется множество федеральных и региональных программ, но происходит это разрозненно. Есть множество отраслевых и региональных политик, но нет инструмента, который бы их координировал». Только в 2017 году объем государственных и муниципальных заказов (в основном на развитие производственной и социальной инфраструктуры) составил 7,1 трлн рублей. Как полагает Козак, эти ресурсы могли быть использованы гораздо эффективнее.
«Необходимо, чтобы органы власти четко понимали, какая инфраструктура востребована на той или иной территории и как должны быть взаимоувязаны федеральные и региональные меры поддержки. Эта работа сложная, но выполнимая, — ​высказалась генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. — ​В обсуждение нужно обязательно вовлекать бизнес-сообщество во всех регионах. Это база для дальнейшего роста экономики страны».

Повышенный интерес
Свои инвестиционные возможности на форуме продемонстрировали 52 региона России. Было подписано 538 соглашений на 794 млрд рублей. Среди крупнейших — ​соглашение между ВТБ и ретейлером «Магнит» о продаже 29,1% акций. Сумма сделки составила 138 млрд рублей. «Это было непростое решение. Инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель. Я не должен стоять поперек процесса», — ​прокомментировал теперь уже бывший владелец «Магнита» Сергей Галицкий.
Ростовская область и госкомпания «Российские автомобильные дороги» договорились о строительстве 30-километрового обхода федеральной трассы М‑4 стоимостью 77,4 млрд рублей. Как пояснил председатель правления Росавтодора Сергей Кельбах, это позволит решить проблему загруженности трассы на участке, где фиксируется не менее 115‑120 тыс. машин в сутки.
ООО «РусАл Тайшет» и Внешэкономбанк примут участие в строительстве Тайшетского алюминиевого завода мощностью 429 тыс. тонн. Цена проекта — ​80,3 млрд рублей.
«Мы увидели повышенный интерес к форуму. В нем приняли участие большое число высокопоставленных руководителей, топ-менеджеров компаний», — ​подытожил Дмитрий Козак, являвшийся председателем оргкомитета «Сочи‑2018». 
Авторы: Никита Логвинов