Внебюджетный подход к модернизации ЖКХ

Чиновники отраслевых министерств, эксперты комитета Госдумы РФ по энергетике и предприниматели обсудили законопроект о создании федерального фонда энергосбережения

31.03.2014

В рамках выставки «СТИМэкспо» в Ростове-на-Дону состоялось заседание экспертной секции Консультативного совета при председателе комитета Госдумы ФСРФ по энергетике. По мнению участников мероприятия, средства на модернизацию инфраструктуры нужно искать в частном секторе — возможности бюджета ограничены. Привлечь внебюджетное финансирование призван новый федеральный фонд энергосбережения. Законопроект о его создании стал одним из главных пунктов обсуждения на заседании экспертной секции «Финансирование в энергосбережении».

Износ основных фондов донских предприятий в сфере ЖКХ составляет 60-70%. Об этом на заседании сообщил заместитель министра ЖКХ РО Андрей Ковалев. Он убежден, что модернизировать инфраструктуру только за счет бюджета не получится. С этим согласен руководитель оргкомитета Консультативного совета при председателе комитета Госдумы ФСРФ по энергетике Рашид Артиков: «В прошлом году государство потратило на энергосбережение 5,7 млрд рублей, а в этом — уже 4,9 млрд рублей. Вывод напрашивается сам собой: деньги нужно искать в частном секторе». Как показала практика, инвесторам сегодня невыгодно вкладывать длинные деньги в модернизацию основных фондов предприятий ЖКХ. Существующая система тарифообразования в стране не стимулирует собственников к экономии энергозатрат. Не оправдала себя и идея паспортизации объектов. Если сегодня не изменить стимулы для участников рынка, то решить поставленную задачу снижения энергоемкости экономики к 2020 г. на 40% не удастся.

Генеральный директор ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» холдинга «Теплоком» Дмитрий Хмелюк рассказал о проекте, который его компания реализует совместно с правительством РО, министерством ЖКХ и минпромэнерго. Холдинг «Теплоком» выступает в роли системного интегратора энергоэффективных программ и универсального посредника между финансовым институтом и регионом. При заключении соглашения с субъектом РФ компания составляет документ, который объединяет результат работ технических специалистов по поиску оптимального решения отдельно взятого муниципалитета и информацию, которая необходима инвесторам для понимания схемы финансирования, правовой модели, возвратности денежных средств. Так, по предварительным расчетам техгруппы, для комплексной модернизации объектов теплоснабжения в г. Новошахтинске нужно привлечь порядка 811 млн рублей для объектов генерации и 540 млн рублей для реконструкции тепловых сетей. По словам Дмитрия Хмелюка, часть инвестиций признана возвратной, а часть не окупится. Поэтому в проекте модернизации Новошахтинска нужно привлекать как средства инвестора, так и бюджетные источники. Соотношение составит примерно 60% на 40%. Четкое понимание задач, которые стоят перед городским хозяйством, и правовые пути решения — это то, что необходимо при финансировании программ из средств федерального фонда энергосбережения. Ведь основной принцип его действия — возвратность, а не простое субсидирование. Планируется, что фонд будет предоставлять беспроцентные ссуды управляющим компаниям, ТСЖ и энергосервисным организациям на срок до пяти лет на возвратной основе. Сейчас законопроект находится в стадии обсуждения, в связи с чем организаторы встречи попросили направлять все предложения на адрес экспертной секции.
            bool(false)