В России появился единый регулятор строительного комплекса, чего давно ждали профессионалы отрасли. Это очень важно: только системный подход гарантирует, что здания, в которых живут наши граждане, безопасны и комфортны. При этом строители действуют по единым нормам и правилам, обеспечивающим равные конкурентные возможности и надлежащее качество работы. Именно появление профильного министерства позволило активизировать и систематизировать деятельность в сферах технического нормирования и регулирования, ценообразования, жилищной политики.
Начиная с 2014 года мы видим хорошие цифры по вводу жилья — порядка 80 млн кв. м ежегодно. Сколько будет построено до конца года, точно ответить сложно: в последние месяцы наметилось отставание от планируемых показателей. И эта тенденция не может не настораживать. Поэтому, скорее всего, с цифрой, на которую мы рассчитывали до конца года, могут возникнуть определенные проблемы.
Есть и объективные причины снижения ввода жилья. Мы прекрасно понимаем, что принятые к ФЗ N° 214 поправки и изменение системы финансирования жилищного строительства не могли не отразиться на рынке. Но будем надеяться, что это все-таки временное явление, вызванное необходимостью сделать рынок более прозрачным и более понятным для граждан.
Возвращаясь к итогам работы Минстроя за первые пять лет, хотел бы отметить, что на развитии жилищного строительства позитивно сказалось снижение процентной ставки по ипотечному кредитованию: сегодня она в районе 10%. С 2014-го по 2017 год 4 млн ипотечных заемщиков улучшили свои жилищные условия. Каждая третья семья может позволить себе приобрести квартиру в кредит. Это хороший показатель, тем более если сравнить его с положением вещей 15-20 лет назад, когда взять ипотеку могли не более 5% соотечественников. Однако и этого недостаточно, и мы ставим задачу увеличить показатель до 50% к 2024 году.
Темпы расселения аварийного жилья в стране увеличились в три раза. Если в 2013 году был расселен 1 млн кв. м, то уже начиная с 2014-го мы расселяем ежегодно около 3 млн кв. м. Всего за время реализации программы более 1 млн наших сограждан — население целого мегаполиса — смогли улучшить жилищные условия.
Мы приступаем к реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Перед нами стоит несколько важных задач в жилищной сфере, которые необходимо решить до конца 2024 года. Это ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей, рост объемов ввода жилья до 120 млн кв. м в год, снижение ипотечной ставки до 8%.
Эта задача суперамбициозная: нарастить объемы жилищного строительства с 80 до 120 млн кв. м ежегодно, то есть в полтора раза, — очень серьезно. Тем более что жилье должно быть современным, качественным и экологичным.
Самое пристальное. Программа «Формирование комфортной городской среды» была апробирована в нынешнем и прошлом годах, когда в ней участвовали практически все субъекты Федерации. Обустроено около 23 тыс. дворов и общественных пространств, и программа признана одной из самых эффективных. Сегодня люди хотят не просто жить в хороших домах, но и иметь приличные дворы, парковки, стоянки, а неподалеку — уютный парк, где можно прогуляться и получить удовольствие от того, что ты находишься на улице любимого города.
Что касается национального проекта, то его основа — региональные и муниципальные программы формирования современной городской среды. В решение вопросов городского развития предполагается максимально вовлечь граждан, в том числе используя цифровые технологии, уже применяемые в регионах.
Несмотря на то, что программы расселения аварийного жилья успешно реализовывались в последние годы, состояние жилищного фонда в стране таково, что требуется их продолжение. Мы анализировали фонд, признанный аварийным после 1 января 2012 года. Как правило, это двухэтажные деревянные дома и бараки. Они попадут в программу и будут расселены. Всего с учетом финансирования, предусмотренного в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», планируется расселить более 664 тыс. человек, проживающих в аварийных домах.
С 1 июля нынешнего года введены серьезные ограничения для застройщиков, требования к их финансовому состоянию и ведению банковских счетов. На каждое разрешение на строительство нужно открыть отдельный расчетный счет в уполномоченном банке. Новыми нормами закона о долевом строительстве созданы условия, при которых права покупателей жилья защищены. Теперь банк контролирует целевое использование денежных средств застройщиком. Если у банка возникают подозрения, что деньги расходуются не на строительство, а на иные цели, он вправе остановить финансирование до трех дней и провести дополнительную проверку.
Законодательством отрегулирован порядок взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков. Минстрой совместно с Банком России выработал единую позицию относительно порядка банковского сопровождения деятельности застройщика. В первую очередь относительно «усеченного» формата такого сопровождения по разрешениям на строительство, полученным до 1 июля 2018 года. Эта позиция согласована и опубликована на официальном сайте ведомства, а также направлена всем уполномоченным банкам. Кроме того, организована комиссия по рассмотрению формирующейся практики взаимодействия банков и застройщиков в рамках нового законодательства о долевом строительстве.
Для добросовестных, открытых застройщиков ничего кардинальным образом не поменяется. Новые требования только усилят прозрачность их расходов в привлечении средств граждан, что повысит готовность населения заключать договоры долевого участия на более ранних стадиях строительства.
Когда я работал губернатором, мне постоянно задавали вопрос: «Что более важно: здравоохранение, образование, возведение дорог, коммунальная инфраструктура, жилищное строительство?» Мой ответ был: «Все».
Так и сейчас — крайне важны все направления. Разве я могу позволить себе заниматься меньше коммуналкой, чем строительством? Или наоборот? Ни в коем случае. Если в чем-то остановиться, то одно начнет противоречить другому. Поэтому главные вызовы для меня — сбалансированность в работе министерства и его профессионализм. На эти вызовы я должен ответить.