В Краснодаре обсудили долговой кризис в ЖКХ

В Краснодаре обсудили долговой кризис в ЖКХ

Компании-поставщики энергоресурсов в Краснодарском крае настаивают на ужесточении ответственности должников и сбалансированном тарифном регулировании сферы ЖКХ

2 июня «Коммерсантъ – Юг России» провел в Краснодаре круглый стол на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Краснодарском крае?». Ключевой темой мероприятия стали новые возможности снижения просроченной задолженности за электроэнергию, которые предоставляет участникам рынка федеральный закон №307-ФЗ*, вступивший в силу 1 января 2016 года. Оценивать исполнение принятого закона преждевременно, т.к. большинство предусмотренных им механизмов пока не действуют из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. По мнению участников рынка, рост просроченной задолженности на Кубани во многом обусловлен несбалансированным тарифным регулированием сферы ЖКХ и снижением платежеспособности населения из-за кризиса.

Проблемы с ростом неплатежей за поставку ресурсов в российских регионах имеют комплексный характер, их решение невозможно без внесения изменений в федеральное законодательство, ужесточения ответственности должников и упрощения процедур взыскания просроченной задолженности, объемы которой в целом по России превысили 800 млрд руб. В Краснодарском крае задолженность за поставленные ресурсы с начала года выросла до 13 млрд руб. Самый большой долг за потребленный газ – 4,5 млрд руб, еще по 3,6 млрд руб. – долг за поставки электричества и тепла и 1,3 млрд руб. – за воду и водоотведение. Такие цифры привел заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Вадим Якушев.

Участники круглого стола отметили ряд трудностей с практической реализацией ФЗ-307 об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Первый заместитель генерального директора ПАО «Кубаньэнерго» Эдгар Армаганян отметил рост задолженности организаций, входящих в перечень социально значимых, в отношении которых меры ограничения поставок применяться не могут, а предусмотренная законом дисквалификация руководителя задолжавшего предприятия на текущий момент ни разу применена не была. "За четыре месяца этого года в адрес нашей компании поступило около 5,5 тысяч заявок от сбытовых организаций на введение режима ограничения в отношении тех или иных потребителей. 256 из них касались объектов систем водоснабжения в разных населенных пунктах Краснодарского края. Отдельно отмечу "Югводоканал", который систематически не доплачивает за электроэнергию с прошлого года. Мы выиграли все суды, но в целом ситуация не изменилась, даже несмотря на вмешательство органов власти. А отключать таких потребителей мы не имеем права».

К сожалению, добавил эксперт, попытки манипулировать за счет своей социальной значимости в данном случае не редкость. «Введение режима ограничения энергоснабжения подразумевает, что потребитель должен сам снизить свое потребление, - пояснил господин Армаганян. – Но в 99% случаев он этого не делает и не несет за это никакой ответственности. Поэтому если законодательство установит более жесткий порядок контроля за действиями такого рода и определит, какой конкретно государственный орган должен этим заниматься, результат может быть положительным. Нынешний порядок не дает нам никаких механизмов воздействия на должников».

Заместитель генерального директора ПАО ГК «ТНС энерго» - управляющий директор ОАО «Кубаньэнергосбыт» Виталий Рожков признает, что 307-й закон дает поставщикам энергоресурсов определенные рычаги для воздействия на неплательщиков и возможности для компенсации своих убытков**. В то же время он отметил, что наличие «неотключаемых» потребителей делает эти механизмы значительно менее эффективными. «Мы уже начали начислять пеню, но многие предприятия просто отказываются платить, - объясняет представитель «Кубаньэнергосбыта». – Для нас, как гарантирующего поставщика, является спорным вопросом, стоит ли обращаться в суд, получать его решение о взыскании и ставить себе на баланс новые внереализационные доходы, с которых придется платить налоги, учитывая, что «неотключаемый» потребитель это решение исполнять не станет, и на самом деле данных доходов не будет. По такого рода потребителям мы пока не приняли окончательного решения. Но по тем, до кого мы можем «дотянуться», пени будут выставлены и взысканы».

Виталий Рожков также отметил несовершенства ФЗ-307, из-за которых возникают неплатежи. «Гарантирующий поставщик оплачивает высокую пеню с первого дня просрочки, в то время как потребители платят нам пеню по дифференцированной ставке в зависимости от длительности просрочки. В силу этого пеня входящая всегда будет меньше пени исходящей, и мы можем получать убытки, не подлежащие компенсации. Считаем, что на законодательном уровне надо "выровнять" размер входящей и исходящей пени. Кроме того, тарифы водоканалов таковы, что 75% своей выручки они обязаны отдавать нам в качестве платы за электроэнергию. Разумеется, делать этого не могут и не будут. Поэтому государству стоит принять решение, готово ли оно поддержать сбалансированные тарифы, чтобы разорвать цепочку неплатежей. Нормы, прописанные в 307-м законе, не могут полностью исключить причины возникновения задолженностей».

Со стороны управляющих компаний прозвучали упреки в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) по Краснодарскому краю. Генеральный директор ООО «ГУК-Краснодар» Людмила Головченко сообщила, что с 2014 года приставам было передано дел на 131 млн руб., из них взыскано только 7 млн руб. Как отметила начальник отдела по взаимодействию со средствами массовой информации Управления ФСПП по Краснодарскому краю Елена Лысечко, количество производств по неплатежам выросло с 30 тыс. в 2013 году до 33 тыс. только за пять месяцев этого года, однако общая сумма в производстве по краю составляет 987 млн руб., и взыскать ее сложно в том числе потому, что у значительной части должников, особенно физлиц, взыскивать фактически нечего в связи с ухудшением социально-экономической ситуации. Возросшую социальную напряженность в качестве одной из причин неплатежей отметила и госпожа Головченко. Она заметила, что до 10% неплательщиков ООО «ГУК-Краснодар» – это пенсионеры, которые раньше всегда относились к числу самых добросовестных клиентов.

По мнению замминистра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Вадим Якушев, оценивать действие закона преждевременно, и необходимо дождаться результатов введения указанного закона в действие путем принятия всей предусмотренной для его реализации подзаконной базы, чтобы оценить, нужны ли дополнительные преференции энергоснабжающим организациям для взыскания задолженностей или достаточно принятых новаций. Большинство участников — представителей коммунальных компаний — сошлось во мнении, что одним из мягких способов решения проблемы неплатежей является заключение прямых договоров между поставщиками ресурсов и потребителями.

По итогам мероприятия "Коммерсантъ-Юг России" подготовит совместно с его участниками резолюцию, которая затем будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти региона и страны.

Справка
*Закон 307-ФЗ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физлиц вырос до 10-15 тысяч рублей, для должностных лиц - до 30-80 тысяч рублей, для юрлиц - до 100-200 тысяч рублей.
**Согласно закону 307-ФЗ, пеня за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы для управляющих компаний (УК), тепло- и водоснабжающих предприятий вырастет почти вдвое. Штраф увеличится с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ с 61-го до 90-й день просрочки (сейчас она составляет 8,25 процента), а после 91-го дня просрочки - до 1/130 ставки ежесуточно.
Для населения в с 31-го до 90-й день останется 1/300 ставки рефинансирования, а с 91-го дня просрочки - 1/130 ставки, что составляет 30,9% годовых. Эти правила также распространяются на жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).  
Логотип Вестник Строительство